" style="position:absolute; left:-9999px;" alt="" />
Обзор

Еще один год борьбы и сопротивления Что в 2023 году происходило с правами женщин в России — и с теми, кто за них борется

29.12.2023читайте нас в Telegram
Иллюстрация: Анна Иванцова | Гласная

Движение жен мобилизованных, запрет на аборты, репрессии в отношении женщин — и сопротивление: «Гласная» подводит итоги и вспоминает самые яркие и значимые события уходящего 2023 года, которые повлияли на положение и права женщин в России.

Движение жен мобилизованных 

С ноября 2023-го жены и родственницы мобилизованных россиян предпринимают попытки проводить митинги, требуя вернуть мужчин домой, — несмотря на препятствия со стороны властей, которые отказываются эти митинги согласовывать. К активисткам движения в Кемеровской области и Красноярском крае наведываются силовики, предупреждая об «ответственности за участие в несогласованных акциях».

Женщины запустили петицию с требованием установить предельный срок службы для мобилизованных в один год и записали несколько видеообращений, в том числе к президенту. Активистки движения ведут* телеграм-канал «Путь домой», который после массовых жалоб прокремлевских ботов и Z-блогеров получил пометку FAKE. Из-за этого публикации невозможно пересылать другим пользователям, а сам канал пропал из внутреннего поиска мессенджера. Тем не менее, на данный момент у канала почти 40 тысяч подписчиков. 

Жены и родственницы мобилизованных говорят, что участие в военных действиях в Украине изменило мужчин до неузнаваемости — они не получают необходимой психологической помощи, а от проявлений ПТСР страдают их семьи и близкие. К чему это приводит, в спецсезоне подкаста «Привет, ты иноагент» — «Сестры» — рассказали журналистки Оля Чуракова* и Соня Гройсман*. На примере историй девушек, чьи братья поехали в Украину, они исследовали, что ждет российское общество после возвращения военных домой. 

Ограничение доступа к абортам в регионах

В 2023 году в более чем десяти регионах России ввели запреты на склонение к аборту и на проведение процедуры в частных клиниках. Так российские власти попытались вывести аборты из частного сектора в государственный, где доступ к операции усложнен обязательным доабортным консультированием, «неделей тишины» и мизогинией

Эти ограничения противоречат последним рекомендациям ВОЗ по охране здоровья женщин. При этом большинство россиян и россиянок по-прежнему не подозревают, что Россия уже давно не входит в топ стран с большим числом абортов, а проблемы с рождаемостью связаны вовсе не с прерыванием беременности, а скорее экономическими факторами.

Российские женщины продолжают борьбу за свои права: они выходят на протесты против запрета абортов, даже если местные власти согласуют эти протесты с четвертого раза. В Челябинске активистка, нарядившись в костюм из «Рассказа служанки», раздавала прохожим листовки против мифов о прерывании беременности. А фем-активистки запустили горячую линию помощи женщинам, которым отказали в проведении аборта.  

Читайте также «Повод для репрессий кого угодно»

Как регионы начали ограничивать доступ к абортам и кому это выгодно

Попытка запретить феминизм и чайлдфри

В 2023-м году российские власти пытались поддержать и другие нелепые запреты, а именно на феминизм и «идеологию чайлдфри». 

В апреле в интервью прокремлевскому изданию заместитель главы комитета Госдумы по информационной политике Олег Матвейчев заявил, что подготовил законопроект о признании феминизма экстремистской идеологией. Депутату не понравилось, что феминистки выступают против военных действий в Украине и «распространяют фейки» о российской армии в социальных сетях. 

Правда, дальше публичных заявлений дело не пошло. А вот законопроект о запрете движения чайлдфри, который направили в Госдуму еще в 2022 году, прошел первое чтение, но вскоре вернулся на доработку. Оказалось, что формулировки законопроекта поставили под запрет и распространение информации о монашеском образе жизни, который тоже предполагает осознанный отказ от деторождения. На это обратили внимание в РПЦ. Госдума прислушалась — и законопроект вернули, после чего о нем забыли до декабря. Недавно его обсуждали на слушаниях в Общественной палате. На этот раз чиновники обещали не ограничивать «личные убеждения граждан», а бороться исключительно с «деструктивной пропагандой в информационном пространстве».

Преследование ЛГБТК+

В июле 2023 года власти внесли поправки в федеральный закон об охране здоровья, запретив трансгендерный переход, а в ноябре — признали экстремистским «международное движение ЛГБТ». ЛГБТК-персон фактически лишили прав, которые им, как и другим россиянам, гарантирует Конституция. 

Теперь транс-людям не будут доступны операции по коррекции пола, а также гормональная терапия — возможность их получить останется только за границей. Но даже в таком случае изменить индикатор пола и имя в личных документах из-за новых поправок уже не получится. 

А с помощью закона об ЛГБТ правительство надеется запугать активистов и правозащитников, которые борются за права сексуальных меньшинств и высказываются против действующей власти. Однако применять его, вероятно, будут и против обычных людей. В конце года Минюст по Ставропольскому краю заявил, что даже каминг-аут будет считаться «участием в экстремистском сообществе «Международное сообщество ЛГБТ»». При этом ни в одной из стран мира такого сообщества не существует — оно присутствует только в фантазиях чиновников.

Новая волна гомофобии, которая может подняться в обществе после принятия закона, опасна и для гетеронормативных людей, если они каким-то образом не соответствуют представлениям государства о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины

Многие россияне и россиянки не согласны с тем, что гендерная идентичность и сексуальность — это основание для политических преследований. Накануне вступления закона в силу благотворители и активисты тайно помогли* почти четырем сотням транс-людей получить справки для смены гендерного маркера. Это почти одна седьмая часть всех, кто совершал переход в России в 2018-2022 годах. Продюсерка Надежда Юрова и секс-просветительница Саша Казанцева* боролись со стигмой вокруг транс-персон с помощью подкаста «Успеть на переход». Карен Шаинян**, Маша Лацинская и другие квир-активисты запустили российское онлайн-издание про и для ЛГБТК-людей — оно называется «просто повезло».

Насилие над женщинами: позиция государства 

В январе 2023-го вступила в силу Новая национальная стратегия действий в интересах женщин. Она подсвечивает позитивные изменения в положении — например, сокращение разрыва в зарплатах, рост продолжительности жизни. Но при этом авторы текста как будто намеренно избегают слова «насилие», хотя проблема все еще остается острой. При этом в документе говорится, что статистика уголовных дел по домашнему насилию уменьшилась — с 102 000 до 98 000 случаев за период 2019–2021 гг. Хотя, на самом деле, это уменьшение связано с частичной декриминализацией побоев в 2018 году. С тех пор семейный абьюз все чаще квалифицируют как административное, а не уголовное правонарушение. Но изменение закона и влияние этого на статистику новая стратегия не упоминает.

В новом документе сделан акцент на превентивные меры — например, предлагается разработать некие механизмы, которые позволят отслеживать появление насилия в семье. О создании и поддержке кризисных центров, реабилитации агрессоров и подготовке специалистов, которые могли бы этим заниматься, нет ни слова. 

Все эти задачи за последние годы легли на плечи правозащитников. В июне 2023 года центр «Насилию.нет»* начал помогать пострадавшим от домашнего насилия по всей стране. Ранее консультации были доступны только очно в Москве. Психологическую, юридическую и карьерную помощь можно получить бесплатно через интернет.

Насилие над женщинами: позиция фемсообщества

В октябре журналистки Настя Красильникова и Полина Агаркова выпустили новый сезон подкаста «Дочь разбойника», который называется «Мне за это ничего не будет». В нем журналистки расследуют случаи насилия и домогательств над женщинами, ставшие публичными. В интервью «Гласной» Настя Красильникова рассказала, как влиятельным мужчинам удается воздействовать на общественное мнение даже после «отмены». 

На выход подкаста отреагировала феминистка Залина Маршенкулова. В колонке для «Гласной» она объяснила, почему считает, что самосуд над абьюзерами может вредить феминизму. Она также предлагала четче разграничивать долгие токсичные, но добровольные отношения с мужчиной и «изнасилования на улице с переломом ног». Колонка вызвала большую дискуссию среди наших читательниц и читателей.

Дискуссию продолжила авторка радикально-феминистского телеграм-канала «Проклятая амбивалентность» и соавторка фем-подкаста «Своя комната» Ксения Ш. Она написала для «Гласной» колонку, в которой разобрала двойные стандарты патриархального мышления, из-за которых общество возлагает на женщину вину и ответственность даже в ситуации абьюза.

Напоминание от «Гласной»: в ситуации насилия может оказаться любой человек. От него не защищены ни партнерские, ни семейные отношения. Домашнее и сексуализированное насилие навсегда остается в «памяти» тела и влияет на то, как складывается взрослая жизнь женщины. Поэтому важно знать, как его распознать и помочь себе в сложной ситуации — или попросить помощи у других.

Репрессии в отношении женщин — и сопротивление

По подсчетам проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал», в российских тюрьмах на конец 2023 года находится более двух десятков женщин-политзаключенных. 

В ноябре художницу Сашу Сколиченко осудили на 7 лет по делу об антивоенных ценниках. Режиссерка Женя Беркович и драматургиня Светлана Петрийчук находятся под арестом с мая 2023 из-за спектакля «Финист Ясный Сокол». Постановка рассказывает о женщинах, которые решили выйти замуж за исламистов и уехать к ним в Сирию. В основу спектакля легли реальные истории.

По словам политзаключенных, например, журналистки Марии Пономаренко, в СИЗО к женщинам применяют пытки. А активистку Викторию Петрову пытали в психиатрической клинике, куда ее отправили на принудительное лечение.

Женщины подвергались преследованиям и репрессиям. Лингвистку Светлану Друговейко-Должанскую уволили из СПбГУ после того, как она выступила независимым экспертом защиты в суде по делу Сколиченко. А после заседания прямо в зале суда задержали и избили активистку Ануш Панину. Недавно после оглашения приговора поэту Артему Камардину, фигуранту «маяковского дела», задержали его жену Сашу Попову, которую возмутил вердикт суда. Камардину присудили 7 лет колонии за чтение стихов.

При этом в 2023-м российские женщины продолжали участвовать в антивоенном и гражданском сопротивлении. Они помогали беженцам из Украины — на польско-украинской границе и после прорыва дамбы на Каховской ГЭС. В Израиле российские репатриантки создали низовые сети взаимопомощи. Они брали на передержку домашних питомцев мобилизованных, сдавали кровь для раненых и проводили бесплатные психологические консультации. 

Женщины выходили на пикеты. Например, в Белгороде это была 17-летняя активистка Алена М., в Санкт-Петербурге — 77-летняя художница Елена Осипова, в Курске — многодетная мать Анастасия Коршунова. Все это несмотря на то, что за участие в протестах и пикетах женщин штрафовали и приговаривали к унизительным общественным работам*, а за активизм признавали иностранными агентами

Как минимум две российские журналистки получили смертельные угрозы, связанные с их работой, еще три — пережили попытку отравления неизвестными веществами. Все они при этом находились за пределами России. Но журналистки продолжили работу. В 2023-м году Елена Костюченко опубликовала на нескольких языках книгу «Моя любимая страна» — история о том, как Россия «постепенно приходила к фашизму, а мы этого не видели». 

Наконец, в декабре журналистка и экс-депутатка Ржевской городской думы седьмого созыва Екатерина Дунцова выдвинула свою кандидатуру на предстоящих выборах президента. Она публично высказалась за окончание военных действий в Украине и выступила против государственной гомофобной политики. Однако вскоре ЦИК отказал ей в регистрации на выборах 2024. Тогда Екатерина объявила, что вместе с соратниками создает партию. Дунцова рассчитывает, что к лету она будет иметь региональные отделения почти по всей стране и в сентябре сможет участвовать в выборах в Госдуму. 

***

Это лишь часть главных событий 2023-го — очередного года, когда все мы вновь переживали «исторические события». Каждый новый запрет, судебный приговор, случай насилия и фемицида напоминал, что всегда может быть еще хуже. Но благодаря активисткам, правозащитницам, россиянкам, которым не все равно, надежда всякий раз возвращалась. И эта надежда помогала и помогает бороться дальше — и в 2024 году, и — если потребуется — до тех пор, пока борьба не принесет результаты. 

*Признаны Минюстом иностранным агентом
** Признан иноагентом и внесен в перечень экстремистов и террористов

Редактор: Елена Таращанская

«Гласная» в соцсетях Подпишитесь, чтобы не пропустить самое важное

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признанной экстремистской в РФ

К другим материалам
«Твое тело — мой выбор»

Победа Трампа вызвала всплеск женоненавистничества в соцсетях, но у феминисток есть ответ на такие высказывания

«Когда нельзя выйти на улицу с флагом, остается писать»

Что такое фанфики и почему правительство РФ закрывает к ним доступ

Нельзя разговаривать, смеяться, смотреть

Какие запреты ввели для женщин в Афганистане и как на это реагирует мировое сообщество

Налог на бездетность и запрет чайлдфри

Как государства пытались бороться с теми, кто не хочет рожать, и к чему это приводило

«Нас всех надули»

В Москве силовики впервые массово задержали участников акции за возвращение мобилизованных с фронта

Секспросвет и «матчасть» по феминизму

7 курсов для тех, кто устал от пропаганды «традиционных» ценностей

Читать все материалы по теме