" style="position:absolute; left:-9999px;" alt="" />
Обзор

Нельзя разговаривать, смеяться, смотреть Какие запреты ввели для женщин в Афганистане и как на это реагирует мировое сообщество

31.10.2024читайте нас в Telegram
Две женщины идут мимо огромной пустоты, где до 2001 года стоял один из древних Будд Бамиана — монументальная статуя, разрушенная талибами. Источник: dvidshub.net

В конце октября «министр добродетели» Халид Ханафи инициировал новый запрет для афганских женщин. Теперь им нельзя разговаривать не только с мужчинами, но и между собой. Более того, они не должны допускать, чтобы другие женщины слышали их голоса даже при чтении Корана. Это не первое и не последнее ограничение: несколько месяцев назад талибы запретили женщинам смотреть на мужчин, петь на публике и ездить на такси без сопровождения опекуна.

С тех пор как террористы «Талибана»* пришли к власти, женщины Афганистана регулярно сталкиваются с нарушениями прав, запретами и насилием. Работа, образование, путешествия без сопровождения мужчин, общественные беседы и посещение парков, салонов красоты или спортивных занятий стали для афганок вне закона. При этом в мае 2024 года в РФ прозвучало предложение исключить талибов из списка террористов, а уже в октябре директор ФСБ России Александр Бортников заявил, что «работа над вопросом об исключении движения “Талибан” из списка террористических организаций подходит к концу». 

О том, как изменилась жизнь женщин Афганистана после прихода к власти террористов, как выглядит список запретов для афганок при талибах и как на представителей движения «Талибан» реагирует международное сообщество и российские власти, — в обзоре «Гласной». 

Декларация «законов о пороках и добродетелях»

Все запреты в стране — в том числе и последний, о публичных разговорах и чтении Корана вслух, — инициирует и вводит так называемое министерство по поощрению добродетели и предотвращению порока. Оно начало работать в стране с установлением власти талибов. 

В августе 2024 года министерство опубликовало первую официальную декларацию «законов о пороках и добродетелях» — именно в ней содержатся все ограничения и правила для жителей Афганистана, которые касаются общественной и частной жизни.

Документ на 114 страниц включает 35 статей и описывает, как граждане должны пользоваться общественным транспортом, вести себя в публичных местах, одеваться и отмечать праздники. 

Ранее в рамках той же декларации законов «Талибан» ввел и другие ограничения, среди которых — запрет на выступления женщин и их появление на улице с открытым лицом, запрет на разговор с мужчинами, не являющимися близкими родственниками, запрет на пение, декламацию и громкие беседы в общественных местах. С последними поправками беседы для женщин на людях стали вовсе невозможны. Ограничения боевики объяснили необходимостью «избежать соблазна и соблазнения других». 

Жесткие правила талибов коснулись не только женщин: мужчинам запретили носить галстуки и брить либо подравнивать бороды, так как это «идет вразрез с законами шариата». 

Принятие свода законов «о пороках и добродетелях» вызвало реакцию экспертов ООН по правам человека. Правозащитники выразили «глубокую обеспокоенность» новым нормативным актом талибов, подчеркнув, что документ «усиливает и расширяет существующую дискриминационную политику, такую ​​как обязательный дресс-код, требование, чтобы у женщин был мужчина-опекун (махрам), и разделение мужчин и женщин в общественных местах». В ответ на эти и другие заявления правозащитников в сентябре талибы решили разорвать отношения с миссией ООН по содействию Афганистану (МООНСА), обвинив организацию в «антишариатской пропаганде».

«Решение прекратить сотрудничество с МООНСА последовало за их неоднократной пропагандой, направленной против внедрения законов шариата. <…> В связи с продолжающейся пропагандой министерство PVPV не будет оказывать никакой поддержки или сотрудничать с МООНСА, которая будет рассматриваться как противоборствующая сторона», — заявил агентству EFE Мавлави Сабавун, представитель «министерства пропаганды добродетели и предотвращения порока».

Нельзя работать, учиться, гулять в парке, танцевать: список запретов для женщин 

Поначалу запреты и ограничения для жительниц Афганистана талибы вводили постепенно и осторожно, облекая их в мягкую форму рекомендаций. Со временем ограничения потеряли рекомендательный характер, а за их несоблюдение ждали суровые наказания, среди которых — тюремное заключение, пытки и сексуализированное насилие со стороны боевиков и служащих тюрем. С каждым месяцем список запретов для женщин пополнялся. 

Вот что нельзя делать афганкам на данный момент:

Также запрещено публиковать фотографии женщин в книгах, газетах и рекламе, вешать фотографии женщин дома и на работе. А географические и прочие названия не должны содержать слово «женщина». Так, Женский сад в Кабуле был переименован в Весенний сад. 

Вероятно, это далеко не полный перечень ограничений, введенных талибами после прихода к власти. Правозащитники отмечают, что из-за запрета на свободное передвижение вне дома женщины зачастую не могут обратиться к врачу даже во время беременности и родов. А получить квалифицированную медицинскую помощь в будущем станет практически невозможно: мужчины не могут лечить женщин, а женщины, в свою очередь, не могут получать медицинское образование и работать по специальности.

Читайте также Мариам снимает хиджаб

Иранская активистка — о протестах на родине, жестокости диктатуры и вынужденной эмиграции в Грузию

«Нам говорили, что “Талибан” изменился»: как в мире реагируют на нарушение прав женщин 

Власть талибов держится в Афганистане уже более трех лет — с тех пор, как 15 августа 2021 года боевики захватили Кабул и получили контроль над страной. В годовщину взятия столицы террористами правозащитная организация Amnesty International выпустила доклад, в котором зафиксировала высокий уровень разочарования афганок и афганцев реакцией международного сообщества на захват власти боевиками и последующие нарушения прав женщин и мужчин. 

В материале «Три года безнадежности: как мировое сообщество оставило Афганистан на милость талибов» приводятся мнения местных жителей о том, как другие страны взаимодействуют с самопровозглашенными властями и почему происходящее на мировой арене не сулит надежды на позитивные перемены. Правозащитники отмечают, что для подготовки доклада были проведены консультации более чем с 150 вовлеченными лицами — юристами, учеными, участницами акций протеста и активистками, молодежью, представителями гражданского общества и журналистами. 

«Мы говорили с людьми, представляющими срез афганского общества по всему миру, и видим, что в большинстве своем они убеждены: международное сообщество подвело жителей Афганистана. Оно не только не смогло призвать “Талибан” к ответу за все совершенные им преступления и нарушения прав человека, но и не сумело выработать стратегическое решение, которое исключило бы дальнейшее насилие», — заявила Самира Хамиди, руководительница кампаний Amnesty International в Южной Азии».

«Катастрофа в области прав человека длится в Афганистане уже три года, и полное отсутствие конкретных предложений по ее прекращению — это позор для всего мира», — отметила правозащитница.

Более 20 женщин-правозащитниц из Афганистана в разговоре с представителями Amnesty отметили, что с приходом к власти талибов полностью утратили контроль над своей жизнью. Респондентки, которые ранее были заняты в самых разных областях, в том числе в юриспруденции, политике, журналистике, образовании и спорте, теперь рассказывают, что чувствуют себя «никем» и ограничены в возможности работать и участвовать в экономической и культурной жизни страны. 

Женщина идет по тротуару в городе Фарах, Афганистан. (Фото Министерства обороны США, лейтенант Мэтью Строуп, ВМС США). Источник: https://www.flickr.com/photos/39955793@N07/8363432592/

Женщины отмечают собственную фрустрацию, связанную с представлением на общественно-политической арене. Так, активистка Табасум Нури рассказывает, что международные организации не приглашают оставшихся в Афганистане правозащитниц на важные дискуссии, так как считают это «слишком рискованным». 

При этом тех, кто покинул Афганистан, также не зовут на конференции — потому, что уехавшие «не могут быть законными представителями» страны. 

«Нам говорили, что “Талибан” изменился. Нам говорили, чтобы мы не мешали попыткам восстановить мир. Нам говорили, что мировое сообщество выступит на нашей стороне. [Но] сегодня мы брошены один на один с бедой», — заявляет Назифа, учительница из провинции Мазари-Шариф.

Хотя до сих пор официально ни одна страна не признала легитимность власти «Талибана», де-факто некоторые государства, такие как Россия, Китай и Казахстан, приближаются к тому, чтобы считаться с законностью институтов талибов, приглашая боевиков на конференции и организовывая дипломатические миссии. 

США также не отказываются от неофициальных контактов с талибами, поддерживая диалог с «военным министром» движения муллой Мохаммадом Якубом. На эти попытки договориться сам Якуб отвечает взаимностью: в 2022 году в интервью американскому новостному агентству NPR талиб заявил, что хочет донести «правду миру и особенно американской нации», а его политическая группа стремится улучшить отношения с Соединенными Штатами.

В феврале 2024 года Китай первым признал дипломата от талибов главой дипмиссии Афганистана. Годом ранее Пекин и Исламабад договорились с талибами о включении Афганистана в китайско-пакистанский экономический коридор — инициативу «Один пояс — один путь». Для талибов это означает возможность привлечь миллиардные инвестиции на финансирование инфраструктурных проектов, несмотря на санкции ООН и США. 
Отмечается, что талибы также рассчитывают на увеличение инвестиций Пекина в природные ресурсы Афганистана: в январе 2023 года афганское правительство заключило контракт с китайской Xinjiang Central Asia Petroleum and Gas на добычу нефти в бассейне Амударьи на севере страны.

Читайте также Иран в мини-юбке

Путь ближневосточной деспотии от хиджаба к декольте и обратно

Как Россия пошла навстречу «Талибану»

27 мая российские МИД и Минюст доложили Владимиру Путину о возможности убрать движение «Талибан» из черного списка, так как «без исключения их из списка преждевременно говорить о признании их власти в Афганистане». По словам директора второго департамента Азии МИДа Замира Кабулова, позиция российского МИДа по вычеркиванию движения из списка «позитивная». 

При этом в 2022 году в интервью РБК Кабулов говорил, что для признания легитимности правительство «Талибана» должно выполнить «набор требований со стороны мирового сообщества». Среди них — «этнополитическая инклюзивность правительства» (то есть включение в него не только талибов), соблюдение базовых прав человека, в первую очередь женщин.

5 июня делегация из нескольких представителей «Талибана» прибыла на Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В составе делегации талибов были замечены «министр труда и социальных отношений Афганистана» Абдул Манан Омари и «временный поверенный в делах в Москве» Джамал Насир Гарвал. Целью визита было названо развитие экономических отношений с Россией и другими странами.

«Мы здесь по экономическим вопросам. Это экономический форум, и мы хотим повысить уровень экономических отношений с Россией и другими странами региона», — заявил один из боевиков «Талибана» в интервью ТАСС. 

В мае этого года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил в беседе с журналистами, что движение «Талибан» «является реальной властью в Афганистане, и РФ это небезразлично». Глава МИД РФ также обратил внимание на то, что «Совет Безопасности ООН талибов как террористическую организацию не объявлял». «Там в списке террористов есть 12–15 конкретных персонажей», — сказал он. 

Тогда же заместитель председателя Совета безопасности и экс-президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что РФ близка к установлению полноформатных отношений с талибами, подчеркнув, что «20 лет — это достаточно длительный период, в ходе которого история совершила немало серьезных пируэтов». 

«В начале ХХI века мы считали талибов террористами, а американцев — партнерами в борьбе против экстремизма. Теперь все иначе. Талибы снова у власти, и мы близки к установлению полноформатных отношений с ними», — констатировал Медведев. 

В октябре стало известно, что в России завершается проработка вопроса об исключении движения «Талибан» из списка террористических организаций. Об этом директор ФСБ России Александр Бортников заявил 4 октября в ходе 55-го заседания Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ. Он отметил, что налаживание взаимодействия по линии спецслужб «представляет взаимный интерес с точки зрения обеспечения региональной безопасности, особенно в части противодействия таким вызовам, как международный терроризм, наркотрафик и контрабанда оружия».

Читайте также Можно ли в России запретить феминизм?

Саша Талавер ― о том, что мешает претворить эту идею в жизнь

Перспективы признания «Талибана» Россией и международным сообществом: мнения экспертов 

Несмотря на резкую критику сближения Кремля с боевиками «Талибана», эксперты уверены, что исключение движения из списка террористических организаций мало что изменит с практической точки зрения, но поможет укреплению дальнейших связей. По словам старшего директора проекта по борьбе с экстремизмом (CEP) Ханса-Якоба Шиндлера, только за прошлый год торговый оборот между Россией и Афганистаном вырос в пять раз, превысив миллиард долларов.

«Тут, впрочем, нужно учесть, что миллиард оборота для афганской экономики — сумма огромная, для российской же — довольно незначительная», — отмечает эксперт.

Директор CEP также указывает на обозримые риски, на которые идет Россия, исключая «Талибан» из списка террористических организаций. Он обращает внимание и на тот факт, что российская сторона позвала на ПМЭФ представителей «Талибана», которые не находятся под персональными международными санкциями, чтобы не нарушать санкции ООН в отношении боевиков движения. 

«То, что “Талибан” будет исключен из российского списка запрещенных организаций, имеет мало значения, пока талибы числятся в списке террористических организаций Совбеза ООН и находятся под международными санкциями, которые Россия также обязана соблюдать», — рассказал Шиндлер в интервью изданию Deutsche Welle**. 

Научный сотрудник Института востоковедения РАН Мохаммад Омар Нессар в интервью «Ведомостям» заявил, что фактически развивающиеся отношения России и «Талибана» подталкивают стороны к легализации статуса талибов. 

При этом пока такой диалог между странами не может быть вписан ни в российское, ни в международное право. Омар Нессар отмечает, что, «хотя речь о международном признании не идет, а отмена террористического статуса — лишь условие диалога об этом, сторонам надо показать, что процесс в формальной, правовой плоскости продвигается». 

Эксперт также подчеркнул, что для международного признания талибам необходимо выполнить обязательства по включению в систему власти всех этноконфессиональных групп страны и защите прав женщин. «Ни одно из обещаний “Талибана”, данных по этим вопросам, до сих пор не выполнено», — резюмировал он. 

В 2023 году глава миссии ООН по содействию Афганистану Роза Отунбаева заявила о необходимости более активного взаимодействия с «Талибаном». При этом, по словам представительницы ООН, отсутствие прогресса в решении вопросов, связанных с соблюдением прав человека, остается ключевым фактором, из-за которого отношения между Афганистаном и международным сообществом находятся в тупике. Вину за это она возложила как на талибов, так и на международное сообщество.

«Мы часто говорим о необходимости извлечь уроки из нашего взаимодействия с августа 2021 года. Один из уроков, на мой взгляд, заключается в том, что контактов попросту недостаточно. Необходимо более прямое взаимодействие с де-факто властями», — сказала Отунбаева.

* Организация «Талибан» признана в России террористической и запрещена.
** Включено Минюстом в реестр СМИ-иноагентов.

«Гласная» в соцсетях Подпишитесь, чтобы не пропустить самое важное

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признанной экстремистской в РФ

К другим материалам
«Твое тело — мой выбор»

Победа Трампа вызвала всплеск женоненавистничества в соцсетях, но у феминисток есть ответ на такие высказывания

«Когда нельзя выйти на улицу с флагом, остается писать»

Что такое фанфики и почему правительство РФ закрывает к ним доступ

Нельзя разговаривать, смеяться, смотреть

Какие запреты ввели для женщин в Афганистане и как на это реагирует мировое сообщество

Налог на бездетность и запрет чайлдфри

Как государства пытались бороться с теми, кто не хочет рожать, и к чему это приводило

«Нас всех надули»

В Москве силовики впервые массово задержали участников акции за возвращение мобилизованных с фронта

Секспросвет и «матчасть» по феминизму

7 курсов для тех, кто устал от пропаганды «традиционных» ценностей

Читать все материалы по теме