" style="position:absolute; left:-9999px;" alt="" />
Поддержать
Новости

«На гнилом фундаменте не построишь ничего доброго» Активистки российского деколониального движения рассказали о насилии со стороны своих коллег-мужчин. «Гласная» собрала реакции на произошедшее

13.12.2025читайте нас в Telegram
Фото: Марк Здор (слева) и Айхал Аммосов (справа) | соцсети

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «ГЛАСНАЯ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «ГЛАСНАЯ». 18+

Сразу несколько участниц деколониального движения рассказали о насилии в отношении женщин, распространенном и замалчиваемом в активистской среде. Члена Международного комитета коренных народов России (ICIPR)*** Марка Здора обвинили в попытках изнасилования, а якутского музыканта и политэмигранта Айхала Аммосова** — в избиении. Теперь одни активисты называют скандал «элементом гибридной войны» и травят тех, кто защищает пострадавших девушек, а другие требуют от лидеров деколониального движения перестать покровительствовать насильникам. 

Первое обвинение

Первым о насилии чукотского активиста Марка Здора в отношении женщины публично заявил в конце ноября 2025 журналист Сергей Подсытник. В соцсети Х он написал, что на его глазах в 2022-м в Грузии Здор напал на девушку. Рассказать о произошедшем три года спустя Подсытник решил, когда увидел знакомое лицо в новости издания SOTA***. В заметке говорилось, что на встрече представителей коренных народов РФ и российских оппозиционеров в Берлине Здор докладывал о ситуации на Чукотке. 

Кто такой Марк ЗДОР? 

«Мне вряд ли удастся передать ту степень ахуя, которую я испытал, увидев новость Соты. Вот сидит деколониальный активист и жалуется на российскую оппозицию. А я вижу человека, который душил девочку и пытался разбить лицо всем, кто его тормозил», — объяснил свое решение предать действия Здора огласке Подсытник.

По его словам, нападение, свидетелем которого он стал, произошло на Тбилисском водохранилище, «где часто проходили эмигрантские посиделки». Вместе с Подсытником это видел и его коллега-журналист Александр Савельев*.

«Мы шли по лесопосадкам на берегу в поисках конкретной точки, было уже темно. На подходе из темноты на нас выбежала девочка со словами “Спасите”, за ней выбежал Марк. Она спряталась за нами», — описал ситуацию Подсытник в разговоре с «Гласной». По его словам, увидев мужчин, Здор сначала «подуспокоился и ушел куда-то», а спустя недолгое время снова напал на девушку. 

«Послышался шум. Мы побежали туда и застали следующую картину. Девочка лежит на земле, а Марк на ней пытается ее придушить. Видимо, это была попытка изнасилования. Тут стоит сказать, что он огромный и достаточно сильный, помимо того, что агрессивный», — рассказал Подсытник о событиях того вечера. 

Его версию подтвердил и Савельев, с которым связалась «Гласная»:

«Я и еще несколько человек бросились Марка оттаскивать. В какой-то момент он успокоился, а потом снова началась какая-то беготня. Марка повалили, и именинник пытался связать ему ноги ремнем. Мы впятером Марка пытались удержать, но он в какой-то момент вырвался. Я кричал, что время вызывать полицию». 

Полицейских, по словам собеседников «Гласной», так и не вызывали, хотя Здор успел избить еще и именинника перед тем, как участникам вечеринки все же удалось успокоить его и отправить на такси домой.  

Второе обвинение и обращение в полицию 

Спустя несколько дней после поста Подсытника, появилось второе публичное свидетельство против Марка Здора. 3 декабря 2025 года вице-президентка фонда «Свободная Бурятия»*** Виктория Маладаева рассказала в соцсетях о том, как Здор пытался изнасиловать двух знакомых ей участниц коренного движения. Одна из них на условиях анонимности попросила Маладаеву помочь распространить информацию об абьюзивном поведении Здора — чтобы предупредить других женщин о возможной опасности.

По словам пострадавшей, с которой «Гласной» удалось связаться, 3 сентября 2022-го она вместе с подругой проездом была в Тбилиси и искала, кто из знакомых мог бы приютить их на пару ночей. Со Здором они пересекались ранее — на мероприятиях Института народов Севера и в молодежном совете Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (RAIPON). Девушки не ожидали, что предложивший помощь и пригласивший в гости активист начнет их домогаться.

«Когда мы вечером пришли к нему в квартиру, он сразу же ринулся к пятилитровой канистре красного вина и начал пить, — вспоминает одна из них. — Спать мы должны были обе на диване, отдельно от него. Сначала он сидел рядом, потом лег в нашу постель. Чем настойчивее мы просили его уйти, тем напористее он становился: придвигался ближе, трогал за все части тела, затем стал залезать сверху».

По ее словам, Марк закрыл входную дверь на ключ и отказывался ее открывать: «Так он удерживал нас в своей квартире силой около часа, не оставляя попыток совершить над нами сексуализированное насилие». В итоге Здор все же выпустил девушек из квартиры, после чего они сразу направились в полицию, чтобы написать заявление о попытке изнасилования.

Грузинские полицейские встретили их насмешками и сперва отказывались принимать заявление от девушек, однако после настойчивых просьб все же приняли (оригинал документа есть в распоряжении «Гласной»). При этом мужчины в полиции не переставали настаивать на том, что раз нет «следов побоев» и «факта проникновения», то нет и состава преступления.

На следующий день девушки узнали от полицейских, что Здора вызывали в участок «для разговора». 

Не только Марк: обвинения против Айхала Аммосова

Кроме Марка, в насилии обвинили еще одного оппозиционного активиста из коренных народов РФ — панк-музыканта Айхала Аммосова. О произошедшем в телеграм-канале «Прошмандовцы русской эмиграции» рассказала девушка, пожелавшая остаться анонимной. Позже ее имя стало известно: деколониальное издание From the Republics сообщило, что пострадавшая — казахстанская активистка Бота Шарипжан. 

Кто такой Айхал АММОСОВ?

Бота вспоминает, что познакомились с Аммосовым, когда он был политзаключенным в Казахстане, где его задержали по запросу российских силовиков. Пока Айхал находился в заключении, Бота организовывала для него передачки и давала комментарии СМИ, в которых рассказывала о его тяжелом положении. 

«Я со своими подписчиками раз в неделю отправляю ему продукты. Питание там конечно слабое, много комаров и действительно, плохие условия. Но когда в последний раз мы связывались с Айхалом, он передал, что с ним все в порядке и он не болеет», — рассказывала Бота изданию The Village Казахстан в 2024 году. 

Первое время Айхал и Бота общались по переписке, но потом развиртуализировались — девушка дважды приезжала в Дюссельдорф, куда Айхал переехал после освобождения. Второй визит, произошедший в октябре 2025 года, закончился для девушки переломом ноги.  

«Айхал напился вином и напал на меня — начал душить, а когда я вырвалась, стал пинать меня, — говорится в ее посте. — Всем весом он наступил мне на лодыжку и сломал ее. Мне пришлось ехать в Дюссельдорфскую больницу делать рентген, мне наложили гипс. Перелом оказался со смещением, поэтому нужна была операция. Сейчас в Алматы я восстанавливаюсь после перелома и операции». 

В разговоре с «Гласной» Бота подтвердила свою историю, но не стала давать дополнительных комментариев, ссылаясь на плохое моральное и физическое состояние.

Марк и его «заступник»: реакция активистского сообщества 

«Мне мерзко от того, что люди знали о насилии и покрывали его. А я и другие активистки, не зная всего этого, продолжали встречаться и общаться с Марком и его покровителем», — заявила вице-президентка фонда «Свободная Бурятия» Виктория Маладаева.

Покровителем Здора она называет президента Международного фонда коренных народов для развития и солидарности «Батани»*** Павла Суляндзигу*, который знал о поведении Здора еще в 2022 году, но ничего в защиту женщин не предпринял. 

На эти обвинения президент «Батани» ответил, что «хотел лишь сохранить приватность пострадавших девушек».

«Они не просили меня, чтобы я опубличил произошедшее с ними или обсудил это с другими людьми. Теперь я вижу, что этого было недостаточно. Мне нужно было искать профессиональные рекомендации, поднимать вопрос внутри Комитета и действовать, опираясь на современные стандарты безопасности и реагирования. Мы сделали это, но, к сожалению, с опозданием, и я принимаю за это личную ответственность», — написал он.

Руководство еще одной организации, с которой связан Здор, Международного комитета коренных народов России (ICIPR), также проигнорировало жалобы девушек на Марка, хотя те предпринимали попытки обсудить поведение Здора внутри сообщества. 

Публичное заявление Международный комитет коренных народов России сделал лишь в декабре 2025 года, когда информация о Здоре стала достоянием широкой общественности. В этом заявлении было сказано о «политике нулевой терпимости ICIPR к сексуализированному насилию и любому поведению, которое угрожает безопасности женщин». 

«Никакие обстоятельства, условия или объяснения, включая психологические факторы или опьянение, не могут считаться смягчающими в случае причинения вреда», — говорится в заявлении Комитета. В нем также указано, что Комитет принял решение отстранить Марка Здора от участия в его деятельности и исключить его из рабочих структур ICIPR. 

Свой ответ на обвинения опубликовал* и сам Здор. По его словам, он самостоятельно попросил ICIPR отстранить его от работы. Здор также написал, что не согласен с тем, как журналист Подсытник описал инцидент на Тбилисском водохранилище, и какие выводы сделал из увиденного во время вечеринки. Активист выразил готовность «при необходимости изложить свою позицию компетентным структурам».

Комментируя эпизод с двумя девушками, которых он запер в своей квартире в Тбилиси, Марк заявил, что «не помнит всех деталей той ночи, так как прошло много времени», и «не считает корректным обсуждать детали публично». 

Соосновательница фонда «Свободная Бурятия»** Мария Вьюшкова опубликовала в своем телеграм-канале текст письма, направленного членам Международного комитета коренных народов России Павлу Суляндзиге. Она категорично заявила, что больше не будет участвовать в мероприятиях, где присутствует Здор. 

«Деколониальное движение, которое считает женщин законной добычей насильников — гнилое и не заслуживает существовать, — подчеркнула Вьюшкова — Потому что на гнилом фундаменте не построишь ничего доброго. Присутствие насильника в среде, заявляющей о защите прав коренных народов и человека, — глубоко аморально и угрожает безопасности женщин». 

«Гласная» написала Марку Здору и Айхалу Аммосову с просьбой прокомментировать обвинения в физическом и сексуализированном насилии, а также предоставить собственные версии событий. На момент публикации материала редакция не получила ответа ни от Марка, ни от Айхала.  

* Организация или лицо, признанные «иностранным агентом» согласно решению Минюста.

** Организация, признанная «экстремистской» и запрещенная на территории РФ, либо лицо, внесенное в реестр «экстремистов и террористов».

*** Организация, признанная «нежелательной» и запрещенная на территории РФ.

«Гласная» в соцсетях Подпишитесь, чтобы не пропустить самое важное

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признанной экстремистской в РФ

К другим материалам
Почему виктимблейминг так устойчив

Как общественные страхи и «вера в справедливый мир» становятся причинами обвинения пострадавших

Не женская работа

Запрещенные профессии для женщин — защита или дискриминация?

Эффект Матильды

Почему среди лауреатов Нобелевки так мало женщин

Мальчики не плачут?

Как меняются представления о маскулинности и почему от стереотипов о мужественности страдают не только мужчины

Пенис Эйнштейна: коллективная гениальность по праву анатомии

Когда чужие открытия становятся поводом для собственной важности

Синдром самозванки

Что делать с постоянными сомнениями в своих способностях и почему они — не приговор

Читать все материалы по теме