«Пришла на мотодром искать богатого мужика?» Как иркутянка забила на стереотипы и стала чемпионкой России по мотогонкам

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «ГЛАСНАЯ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «ГЛАСНАЯ». 18+
Когда год назад 37-летняя Екатерина Колпакова выиграла смешанный чемпионат России по кольцевым мотогонкам в классе Supersport 300 и выложила в инстаграме* об этом пост, то, кроме поздравлений, получила и много оскорбительных комментариев. Люди советовали ей заняться «посудомоечным спортом», утверждали, что попытки женщин соревноваться с мужчинами «выглядят жалко», и писали, что все решает дорогой мотоцикл.
В интервью «Гласной» Екатерина рассказала, как она совмещает профессиональный спорт и обычную работу, почему женщинам не рады в мотогонках и поможет ли с этим справиться женское комьюнити.
«Главное было ездить»
Екатерина родилась в Иркутске, а детство проводила у бабушки и дедушки в деревне. Теплые воспоминания о том, как дед и отец сажали ее на бензобак мотоцикла «Минск» и катали по деревенским улицам, она пронесла через всю жизнь.
«Помню, что мне было очень-очень классно. Как в сказках, только вместо коня белого — мотоцикл. Я ощущала себя персонажем фильма. Поэтому и свой мотоцикл всегда хотела», — рассказывает девушка. Ее любимым аттракционом был картинг у стадиона «Труд».
После школы девушка поступила на математический факультет Иркутского госуниверситета, затем устроилась работать программисткой. Уже став взрослой, в свободное время она начала заниматься спортом — раньше мешал семейный стереотип, что спортсмены «тупые».
«Напротив, спортивные принципы, системность, регулярность и упорство — то, что помогало мне в учебе, а после и в работе»,
— вспоминает она.
В 25 лет Екатерина купила первый мотоцикл — чоппер Honda Shadow 400. Сначала она гоняла по не самым гладким трассам Приангарья — на эмоциях и без экипировки. «Ездить, конечно, было не суперкомфортно. Но главное для меня было ездить. Шлем я купила только после настойчивых напоминаний иркутских байкеров».

Правда, инфраструктуры для мотогонок в родном городе Екатерины почти не было.
«В Иркутске этот вид спорта отсутствовал как класс. Не то что треков — там нет даже площадки для шоссейно-кольцевых мотогонок. Максимум — площадки, на которых тренируются кружочки и восьмерки делать. А про гонки я узнавала только из журналов типа “Мото”», — объясняет она.
Все поменялось в 2013 году, когда ее пригласили в Москву на работу по специальности. Она продала свой мотоцикл, а в столице купила новый. Тогда и началось ее увлечение настоящими мотогонками.
«Зачем тебе гонки? Иди борщи вари, детей рожай»
Профессионалы охотно давали советы начинающей спортсменке, и Екатерине даже удалось найти бесплатного тренера. Поверить в свои силы ей помог мотогонщик Дмитрий Мешалкин, который показал Екатерине базовые принципы и основы техники пилотирования.
«Он мне очень помог, стал моим первым наставником, — вспоминает Екатерина. — Влиться в любительскую тусовку было легко. А вот перейти в профессионалы, в большой спорт — тяжко. Не физически — морально. Ты хочешь участвовать в соревнованиях — и приходишь в мир, где тебя должны оценивать только за твой результат, больше ни за что. Но когда ты женщина, тебе там вообще не рады».
Свой первый спортивный мотоцикл Екатерина покупала по тому же принципу, что и первую экипировку: на что хватило денег. Готовила на первые соревнования Катя его сама, «в гараже сидела и лепила из того, что было».
«Выглядел он, конечно, не очень. Когда я первый раз приехала на большой дром, где проводятся соревнования уровня российского чемпионата, механики из дорогих команд пришли и начали смеяться над моим мотоциклом.
Они натурально угорали между собой: посмотри, на чем она приехала, она это называет мотоциклом, ха-ха-ха.
Было больно и грустно от того, что мужчины могут высмеять тебя только за внешний вид мотоцикл. Не все были такие, но механики из очень дорогой, пафосной команды, которая выигрывала чемпионаты России, повели себя вот так, — вспоминает Екатерина. — Я знаю, что их шеф, если бы об этом узнал, не одобрил бы. Но они позволили себе самоутвердиться за счет новичка».
По словам гонщицы, некоторые спортсмены не стеснялись утверждать, что она якобы пришла на мотодром «искать богатого мужика».

«Как-то на дроме меня заметил очень известный в мотогоночных кругах спортсмен, многократный чемпион России, участник чемпионатов мира Владимир Леонов, позвал на сборы позаниматься. Я была счастлива! Это же боженька мотоспорта, о его тренерстве я даже мечтать не могла, — делится Екатерина. — Но участники сборов подходили и говорили: “Что ты тут забыла вообще? Ты что, сюда мужика пришла искать богатого? Так ты его здесь не найдешь!” Или: “Зачем тебе это? Иди борщи вари, детей рожай”. Говорили это с видом, будто я дитя неразумное, которое нужно наставить на путь истинный».
Был ли это бессознательный мужской страх, что женщина может победить, или желание мужчин самоутвердиться, Екатерина до конца не поняла. Но такое отношение заставляет ее вновь и вновь писать в соцсетях про важность поддержки девушек в мотоспорте. По ее словам,
часто спортсмены высказываются о спортсменках так, как никогда не позволили бы себе говорить о мужчинах.
«Недавно девочку-новичка на соревнованиях в Казани такие же мужики ужасно прессовали, и я старалась ее подбодрить и уверенности в себе добавить — как меня поддерживал Дима Мешалкин. Очень важно знать, что в этом мире (мужском, как многие считают) есть люди, которые помогут. Думаю, многие девочки уходили из мотоспорта без подобной поддержки: “Мне здесь не рады — я пойду”. Мне когда-то хватило, наверное, характера, чтобы продолжать. После того как меня отправили борщи варить, я ночь поплакала, пережила и после уже этим людям начала отвечать в их же стиле. А со временем они перестали такое себе позволять».
«Шлепаешься на трек, а сверху может и мотоцикл прилететь»
Соревнования по мотогонкам проходят в трех классах мотоциклов: Supersport 300 — класс «трехсоток», в котором участвуют мотоциклы с объемом двигателя до 300 куб. сантиметров; Supersport — класс «шестисоток», где соревнуются мотоциклы до 600 куб. сантиметров; Superbike, 1000 куб. сантиметров — класс «литров».
Екатерина начинала именно в классе «шестисоток» — она объясняет это стереотипным снисходительным отношением в России к «легкому трехсотому» мотоциклу. «Сначала в профессиональных мотогонках просто не было класса “трехсоток”. Долго было живо представление, что “для нормальных пацанов” подходит только “литр” — и больше ничего. Но я понимала, что с моим весом (50 килограмм) с “литром” будет сложно».

В 2021 году ее спортивная карьера чуть не оборвалась. На гонке Moscow Raceway после дождя трек не до конца просох, и Екатерина зацепила мокрый участок дороги. Случилось то, что в мотоспорте называется хайсайд: потеря сцепления мотоцикла с треком, а затем резкое появление сцепления. Байк заскользил, Екатерину подбросило в воздух. «В таких случаях можешь и на два метра вверх улететь, и выше. Потом с высоты котлеткой шлепаешься на трек, а сверху на тебя может и мотоцикл прилететь, — красочно описывает гонщица. — Это со мной и произошло. Я упала на спину. Благодаря защите я отломала себе всего два куска позвонков, но повредила мышцу и нервные окончания в ноге».
Врачи сказали, что для реабилитации понадобится минимум год, но и спустя год Екатерина так и не восстановилась полностью — нога до сих пор работает хуже, чем до падения. У Екатерины были десятки сотрясений, переломы ключицы и ребер. На вопрос, стоит ли оно того, Катя отвечает, что не может объяснить это человеку вне гонок: «Люди столетиями рискуют собой ради достижений — это раз. А второе — моему организму нанесли гораздо больше вреда годы сидячей работы 24/7 после выпуска из универа, чем все мотогонки, вместе взятые».

Для возвращения в форму Катя — с учетом полученных травм и «со страшной силой» — делала по 13 тренировок в неделю в зале, бегала, занималась растяжкой. Азарт гонок не отпускал, к тому же в России наконец стали заметными соревнования «трехсоток», и Екатерина решила, что в этом классе у нее есть все шансы на победы.
«Чем выше мощность мотора, тем больше перегрузки при ускорении и торможении, тем тяжелее мотоцикл, тем его сложнее вводить в поворот, тем больше физической силы нужно пустить: иногда ты можешь сколько угодно не бояться и знать, что именно нужно сделать, но физически просто не сможешь это сделать, — объясняет гонщица. — Это, конечно, не запрет на участие женщинам в гонках класса “литр”. Ольга Шатерникова, мать троих детей, спокойно ездит на “литре” и выигрывает* чемпионаты. И Маша Медведева. А в классе “300” — около 10% спортсменок, и здесь проще себя реализовать».
«Посмотрим, кто первый приедет»
За десять лет Екатерина Колпакова стала мастером спорта международного класса, многократной рекордсменкой «Байкальской мили» в подклассах 150-кубовых и 300-кубовых мотоциклов, брала серебро на чемпионате России в 2021 году, золото на чемпионате Московской области в 2023-м, бронзу чемпионата России в 2022 и 2023 годах, золото на Кубке Шанхайской организации сотрудничества и на чемпионате России в 2024-м (все — в классе «трехсоток»).
На старте профессионального пути Екатерина тренировалась по два-три раза в день — не только на треке, но и в спортзале. Мотогонки — физически тяжелый вид спорта, и для успеха в них участницам нужны выносливость, сила, межмышечная координация. Еще один вид подготовки не менее важный — ментальный: нельзя приехать на соревнования выжатой как лимон и показать хороший результат.

На вопрос, как совмещать это все с работой, Екатерина хохочет. После выигранного чемпионата России у нее появились два спонсора: генеральный (ИТ-конференция), который забрендировал ливрею мотоцикла, и бренд китайских мотоциклов, но пока этого недостаточно, чтобы быть только спортсменкой и бросить ИТ. Сейчас Екатерина занимается архитектурой систем в компании, поставляющей в Россию автозапчасти.
«Это отдельная больная тема, как совместить серьезные нагрузки в спорте и работу.
Мне приписывают каких-то богатых папиков, которые якобы помогают, но у меня их, конечно, нет.
А еще у меня нет времени даже на встречи с друзьями и ноль личной жизни. Раньше я обещала себе, что достигну цели — выиграю чемпионат России — и приторможу. Но появилась новая цель», — говорит Екатерина.
Ей стали важны не только личные победы — она хочет, чтобы мотоспорт в России стал популярнее, чем сейчас, чтобы смотреть на мотогонки по телевизору и живьем собирались семьями. «Тогда и начинающим гонщикам будет проще получить спонсорство, легче начать свой путь. Пока же множество очень дисциплинированных спортсменов просто уходят из гонок, потому что подошли к тому пределу, когда они не могут больше вкладывать свои деньги, чтобы побеждать», — уверена спортсменка.

Еще одна цель Екатерины — поддерживать женщин в мотоспорте. По ее оценкам, сейчас россиянок среди участников соревнований — не более 5%. Чтобы гонки стали популярнее среди женщин, важно даже не столько бесплатное тренерство, сколько просто доброе слово поддержки — в общем, женское мотокомьюнити.
«До сих пор встречается отношение к классу “трехсоток”, что они как бы для детей. На самом деле здесь навыки важнее, чем мотор и вес, — говорит Екатерина. — Я раньше что-то объясняла, а потом стала просто говорить: ну, чувак, давай приезжай на трек на своем “литре”, а я на “трехсотке” — и посмотрим, кто первый приедет. Ни один еще на мое предложение не согласился».
*Социальная сеть принадлежит компании Meta, которая признана в России «экстремистской организацией».

Как устроено родительство женщин, которые ушли из семьи и оставили детей с отцами

Муж Виктории умер после конфликта с контрактником. Она пытается привлечь военного к ответственности

Что советуют молодоженам пары, сыгравшие золотую свадьбу

Как трансгендерные люди в России борются за право совершить обратный переход

Истории женщин-кинологов, работающих с собаками в мужском мире

Военный из Уфы жестоко избил и изнасиловал жену — и уехал на фронт безнаказанным