" style="position:absolute; left:-9999px;" alt="" />
Аналитика

«Такие женщины станут вашими начальницами» Почему мужчин так задел тренд Gen Z boss and a mini

29.04.2025читайте нас в Telegram
Иллюстрация: Гласная

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «ГЛАСНАЯ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «ГЛАСНАЯ». 18+

В соцсетях снова обсуждают ролик Gen Z boss and a mini, который завирусился в июле 2024 года. На видео молодые женщины в офисе напевают короткие фразы о себе, пританцовывая и шутливо позируя на камеру.

Ролик возмутил маносферу — сегмент интернета, объединяющий антифеминистски настроенных мужчин. Хейт не утих даже спустя год: видео стало символом «кризиса маскулинности» и «ущемления прав мужчин». «Гласная» объясняет, почему Gen Z boss and a mini вызвал такое негодование у противников гендерного равенства.

Сетевое женоненавистничество

Оригинальное видео появилось в соцсетях австралийской компании tbh Skincare. Первая в кадре — блондинка в мини-юбке, напевающая короткую фразу Gen Z boss and a mini. Девушку зовут Рэйчел Уайлд. На момент съемки ей было 27 лет, а бренд tbh Skincare она основала в 23 года. 

Изначально видео повторяло существующий тикток-тренд Boots and a slick back bun, где участницы в определенном ритме по очереди рассказывают о себе. Но Gen Z boss and a mini неожиданно стал отдельным интернет-феноменом.

Разные версии ролика вскоре заполонили интернет. Некоторые ответные пародии высмеивали корпоративную культуру, другие были откровенно оскорбительными и мизогинными. 

Так, один из популярных откликов на мем в соцсети X гласил: «Отдел кадров за час до увольнения инженеров». В США женщины занимают более 70% всех должностей в сфере HR. Пользователь Kevin Clancy с 570 тысячами подписчиков отреагировал* так: «Думаю, моему телефону нужен экзорцист, после того как я посмотрел это». 

«Что-то подсказывает мне, что первая не “босс”», — выразил в комментариях сомнение пользователь spookyydookey4.0. «Новая игра: это последние женщины на земле. Тебе ПРИХОДИТСЯ выбрать одну из них. Какую и почему?» — сострил пользователь sensattj. 

В комментариях к оригинальному видео также звучали призывы вроде «Верните гендерный разрыв в зарплатах» и «Женщины должны вернуться на кухню» — впоследствии в tbh Skincare даже сняли с ними ролик

Травлю девушек исследовательницы из Университета Южной Калифорнии Сара Банет-Уайзер и Кейт Милтнер называют «сетевой мизогинией» или «сетевым женоненавистничеством».

Это организованное коллективное осуждение и притеснение женщин в маносфере

— множестве онлайн-сообществ и отдельных пользователей, разделяющих антифеминистскую и женоненавистническую идеологию. Именно из этого сегмента интернета прилетело огромное количество хейта в адрес участниц ролика. 

Один из влиятельных персонажей маносферы, британец Эндрю Тейт, на ролик отреагировал так: «Если вы не сбежите из “Матрицы”, такие женщины будут вашими начальницами». 

Сара Банет-Уайзер и Кейт Милтнер выдвинули термин «сетевая мизогиния» еще в 2015 году. В последние пару лет его активно используют англоязычные исследователи. Интернет-дискуссия вокруг Gen Z boss and a mini — больше чем просто раздражение из-за глупого и прилипчивого ролика. Вид молодых, привлекательных женщин, которые не боятся строить карьеру и одновременно дурачиться на работе ради интернет-контента, задевает представителей маносферы. 

Gen Z boss and a mini можно считать символом целого поколения молодых профессионалок. Участники маносферы обвиняют их в глобальном кризисе маскулинности и экономической рецессии. Как выразился один из анонимных критиков в Х, они «просто глупят на руинах бастионов мужественности, которые они только что разрушили, повергнув миллионы в отчаяние».

Читайте также «Русская девушка показывает мне свою жопу»

Как иностранцы, переехавшие в Россию, поддерживают Путина, продвигают семейные ценности и сексуализируют женщин

Красная таблетка, черная таблетка 

Маносфера — это зонтичный термин, сообщества внутри этого сегмента интернета различаются. Например, те, кто придерживается теории красной таблетки, верят, что мужчины разделяются на альфа, бета и сигма, а привлечь женщин и получить секс способны только первые. Последователи этой идеологии пишут в Сети о том, как стать мужественными, и боготворят тредвайф — девушек и женщин, демонстративно живущих в соответствии с «традиционными» семейными ценностями. По аналогии с фильмом «Матрица» они говорят, что приняли красную таблетку, отказались от иллюзий и, вернувшись к реальности, увидели, что мужчины находятся в ущемленном положении. 

Сторонники черной таблетки считают себя немужественными и непривлекательными. Но ничего не предпринимают, так как уверены, что никогда не смогут стать альфа. 

Эти разрозненные сообщества объединяет идея о том, что в современном западном социуме женщины имеют слишком много власти, а интересы мальчиков и мужчин ущемлены. Представители маносферы считают ситуацию следствием борьбы за права женщин и людей с различной гендерной идентичностью.

По сути, «сетевое женоненавистничество» — это их защитная реакция на гендерное равенство. 

Почему «сетевая мизогиния» появилась именно в последние 10 лет? По мнению исследователей, первая причина — распространение интернета, ставшего основным местом коммуникации. Кроме того, современные технологии позволяют оставлять ненавистнические комментарии, сохраняя анонимность. 

Исследователи также видят причину в популяризации феминизма и публичном фемактивизме. Кажется, что феминистские идеи везде: в медиа и социальных сетях, в маркетинговых кампаниях брендов и в кино. «Поскольку все больше женщин призывают быть уверенными в себе и иметь высокую самооценку (что породило “движение за уверенность”), некоторые мужчины — особенно те, кто придерживается принципов токсичной маскулинности, описанных в #MasculinitySoFragile, — воспринимают это как посягательство на их законное место в социальной иерархии», — считают исследовательницы Сара Банет-Уайзер и Кейт Милтнер. 

Еще одна, по их мнению, причина травли женщин в Сети — это иррациональный страх «женского вторжения» в традиционно «мужские» сферы. Например, в 2014 году в США геймеры опубликовали манифест о том, что компьютерные игры должны оставаться пространством, свободным от женщин и «безопасным» для мужчин-гиков. Как пишут авторы манифеста, «существует закономерность, когда женщины-феминистки мигрируют в бывшие мужские пространства, требуют, чтобы их принимали, и в итоге вызывают конфликт и отчуждение».

Читайте также «Иди на кухню, там твое место»

Почему многие российские геймеры ненавидят женщин

Эффективное лидерство 

Геймерство не единственная среда, которую мужчины с антифеминистскими взглядами пытаются защитить от «женского вторжения». В маносфере бытует мнение, что женщины занимают рабочие места, традиционно считавшиеся «мужскими», — например, в технологических отраслях, а также руководящие позиции в бизнесе и политике, куда им исторически было сложно пробиться. Страх того, что женщины отбирают работу у мужчин, только усиливается на фоне экономических кризисов и перемен. 

Оригинальный ролик Gen Z boss and a mini попал прямо в эту уязвимую точку. Мало того что героиня видео молода, принадлежит к поколению Z и при этом уже начальница.

Она еще и дурачится в офисе, нарушая негласные правила поведения женщин в корпоративной среде.

Не соблюдай она их пару десятилетий назад, могла бы попрощаться с карьерой в целом, не только с руководящей должностью. 

Еще относительно недавно исследователи лидерства выделяли так называемые мужские и женские управленческие качества. К первым причисляли самостоятельность, соревновательность, способность принимать решения, к последним — навыки бережного общения, умение работать в группе. Долгие годы эффективным лидерством считалось именно мужское. 

В распоряжении современных исследователей есть множество эмпирических данных, свидетельствующих о том, что мужчины и женщины-лидеры умело переключаются между стереотипно «мужскими» и «женскими» стратегиями поведения и речи в трудовой среде. Все зависит от контекста, их целей, а также аудитории. Эти данные разрушают миф о том, что мужчины и женщины работают по-разному. 

Более того: сегодня от эффективных управленцев ожидают проявления как стереотипно «женских», так и «мужских» качеств. Согласно еще одной научной работе, мужчин-руководителей обычно поощряют, если в коммуникации они проявляют более «женские» черты — например, терпение по отношению к собеседнику или восхищение им.

Лингвистический анализ интервью 2008 года с менеджерами-мужчинами показал, что они стараются дистанцироваться от маскулинного стереотипа лидерства, который является «прямым, состязательным, саморекламным», и сознательно представляют себя как «заботливого» и «открытого» профессионала. Иными словами, приписывая себе те или иные «женские» черты, специалисты-мужчины стремятся выглядеть более опытными и продвигаются по карьерной лестнице. 

«Двойное послание»

Пока мужчин поощряют за то, что они демонстрируют «женские» черты, самих женщин не перестали за них наказывать. Критикуют и тех руководительниц, чей стиль работы напоминает «мужской» — решительный и беспринципный. Этот феномен ученые называют двойным посланием. 

«Если мы становимся агрессивными, беспринципными, стремимся победить любой ценой — как это принято у наших коллег-мужчин, — то на нас навешивают ярлыки “властных”, “несносных”, “амбициозных” или “строптивых стерв”, которые “просто разевают рот”. Наш вклад или достижения быстро отвергают. Если же, напротив, мы придерживаемся поведения, усвоенного в детстве, и остаемся пассивными, заботливыми и готовыми к сотрудничеству в деловой среде, то на нас навешивают ярлык “слабых”, “слишком чувствительных”, “неамбициозных” женщин. Опять же, то, что мы считаем важным вкладом и успехами, отвергается», — описывали смысл двойного послания авторки коучингового пособия для женщин 1992 года. 

Современные исследования показывают, что, хотя женщин на рынке труда становится больше, подобное двойственное отношение сохраняется. Если женщина-лидер использует типично «женский» стиль общения — бережный, эмпатичный или эмоциональный, то ее компетентность в глазах окружающих подвергается сомнению. Если же она ведет себя «как мужчина», ее назовут слишком жесткой. Чтобы их воспринимали всерьез, женщинам нужно контролировать каждую фразу. Но если быть слишком немногословной, на нее просто перестанут обращать внимание. 

Агрессия совсем непозволительна. Рассерженным женщинам-профессионалам присваивают на работе более низкий статус, чем испытывающим гнев мужчинам, показал эксперимент 2008 года. Это касается и стажерки, и начальницы. 

Кроме того, те же исследователи отмечают, что эмоциональные реакции женщины объясняют ее личными качествами: «она злой человек» или «она не контролирует себя». Но мужчины в глазах общества злятся и проявляют агрессию исключительно из-за внешних обстоятельств. Иными словами, их кто-то довел до такого состояния, а женщина злая и несдержанная сама по себе. 

Если она все же хочет добиться успеха, то ожидается, что ее поведение как руководительницы и лидера будет вписываться в социально одобряемую роль. Чаще всего это роль матери. Представляя себя как мать коллектива или проекта, женщина может позволить себе проявить и авторитарность, и мягкость, и юмор, и жесткость. Такой образ обычно используют те, кто хочет построить карьеру в политике. 

В оригинальном ролике Gen Z boss and a mini нарушены все эти стереотипы о допустимом женском поведении в офисной среде. Его участницы не только демонстрируют эмоциональность и непосредственность — «иррациональные» «женские» качества, с помощью которых патриархальные общества веками оправдывали подчиненное положение женщин и не допускали их в политику или бизнес. 

Девушки взяли на себя смелость утверждать, что эти качества могут сочетаться с профессионализмом: ролик записан в офисе, его главная героиня — молодая начальница. Они сами решают, как им себя вести, не заботясь о том, что выглядят нелепо или непривлекательно в чьих-либо глазах. И уж тем более не пытаются вписаться в ограничивающий образ матери. 

В таком контексте «женское» поведение в «мужском» пространстве стало источником когнитивного диссонанса у мужской части аудитории и вызвало у нее ту реакцию, которую мы видим в соцсетях. 

* Инстаграм принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией

«Гласная» в соцсетях Подпишитесь, чтобы не пропустить самое важное

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признанной экстремистской в РФ

К другим материалам
Жизнь до рождения

Зачем в России добиваются права на защиту здоровья для еще не рожденных детей

«Никто и не надеется повлиять на государство»

Каковы перспективы российского феминизма и экологического
активизма в изгнании

Один на один с насилием

Могли ли госслужбы предотвратить гибель семилетнего Данила Трехлебова

Забота о «рожалках», аресты и приговоры, борьба и активизм

Как менялась жизнь женщин в России в 2024 году: 7 выводов «Гласной»

«Я просто хочу быть любимой»

Почему девушки симпатизируют инцелам или причисляют себя к ним

Читать все материалы по теме