Позднее появление первенцев у женщин и рост числа женщин, остающихся бездетными, может компенсироваться за счет повышения рождаемости вторых и третьих детей в семьях, утверждают исследователи Высшей школы экономики (ВШЭ). Об этом говорится в докладе «База показателей рождаемости россиянок — новый инструмент изучения когортной рождаемости в России», подготовленном старшей научной сотрудницей международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ Еленой Чуриловой и ее соавторами.
В исследовании говорится, что для социальной политики государства целесообразнее стимулировать семьи рожать вторых и третьих детей, нежели добиваться повышения рождаемости первенцев среди молодых женщин до 30 лет. Исследователи составили базу показателей рождаемости россиянок за период с 1946 по 2022 год для женщин 1932–1988 годов рождения: для каждого поколения начиная с женщин 1932 года рождения были составлены таблицы рождаемости первых, вторых и последующих детей в каждом году начиная с 1946-го, то есть с 15-летнего возраста матерей.
На основе собранной базы исследователи попытались понять, как изменения в репродуктивном поведении россиянок повлияли на величину итоговой рождаемости в поколениях. Среди источников данных: годовые количества родившихся по возрасту матери и очередности рождения в 1946–2022 годах; данные Росстата о половозрастном составе населения России в 1959–2023 годах и аналогичные данные за 1946–1958 годы, представленные в научной литературе.
Как выяснили ученые, средний возраст матерей, родивших первого ребенка в 2022 году, составил 26,06 года. В 2012 году этот возраст составлял чуть менее 25 лет, в 2000 году — 23,56 года. Исследователи отмечают, что увеличение среднего возраста женщин, производящих на свет первенцев, вызывает беспокойство у политиков и общественности относительно их влияния на рождаемость.
«Возникают различные предложения о стимулировании либо снижения возраста начала материнства либо о повышении рождаемости первенцев», — рассказала Елена Чурилова на семинаре. Исследовательница отметила, что для эффективной государственной политики в области улучшения демографической ситуации важно иметь понимание степени влияния изменений в репродуктивном поведении на показатели итоговой рождаемости.
Согласно данным, повышение итоговой рождаемости к 40 годам в когортах женщин 1973–1984 годов рождения (рожавших детей в 1990-е, 2000-е и в начале 2010-х годов) шло параллельно с ростом среднего возраста матери при рождении первенца и доли окончательно бездетных. Таким образом, итоговая рождаемость в 1990-е, 2000-е и в начале 2010-х была выше за счет женщин, производящих на свет второго и третьего ребенка.
«Для социальной политики это значит, что нужно поддерживать женщин, семьи в их стремлении родить вторых, третьих детей и, может быть, детей более высоких очередностей», — заключает исследовательница.
При этом Чурилова также отмечает, что рост среднего возраста матери при рождении первого ребенка вызывает беспокойство и ставит «остросоциальный вопрос, нужно ли пытаться стимулировать женщин родить запланированное число детей как можно раньше, в наиболее благоприятных для этого с медицинской точки зрения возрастах — до 30 лет»:
«С возрастом увеличивается доля женщин, которые не могут зачать ребенка или успешно выносить беременность и родить. Это значит, что слишком сильное откладывание рождения может сказаться на итоговой рождаемости и бездетности», — утверждает исследовательница.
Напомним, в начале октября депутаты от «Единой России» внесли в Госдуму законопроект о студенческой семье. Согласно пояснительной записке к документу, его цель — придать таким семьям юридический статус, которого они, в отличие от молодых семей, в России пока не имеют. По мнению его авторов, внимание к студентам необходимо для «охраны и защиты материнства, отцовства и детства». «Гласная» проанализировала инициативу депутатов, которые не скрывают, что это еще одна попытка справиться с демографическим кризисом.