В деле об оправдании терроризма в спектакле Финист Ясный Сокол, поставленном режиссеркой Женей Беркович и драматургиней Светланой Петрийчук, появился новый анонимный свидетель. На сегодняшнем судебном заседании он выступал по аудиосвязи под псевдонимом «Никита», а его голос был обработан технологией изменения голоса. На суде новый свидетель заявил, что работал на фестивале «Любимовка», где проходила читка пьесы.
Свидетель рассказал, что имеет отношение к театральным кругам и не захотел раскрывать свою личность, так как боится за свою карьеру: «Я работаю в театральной сфере и знаю отношение к данному вопросу. Боюсь за свою карьеру». При этом во время допроса и журналисты, и участники процесса не могли расслышать некоторые его слова из-за плохого качества звука, однако судья Массин пригрозил выгнать из зала тех, кто будет жаловаться на звук, пишет «Медиазона»*.
«Никиту» возмутило то, что, по его мнению, в спектакле ИГИЛ** приравнивается к России из-за того, как мужчины относятся к женщинам. Женщины, по словам свидетеля, «терпят унижения как от государства, так и от общества, различных институтов, подвергаются насилию», а потом «появляется альтернатива в виде Исламского государства, где есть любовь и понимание», при этом «девушки показаны абсолютно невинными жертвами».
«И повторюсь, должен быть кто-то виноватым, и виноватым авторы показывают — как я понимаю это сейчас — государство и общество России», — резюмировал он.
«Никита» также рассказал, что якобы показывал спектакль своему другу-мусульманину с Северного Кавказа, и именно он убедил его написать донос на создательниц «Финиста Ясного Сокола». На вопрос Беркович, когда именно он показал спектакль другу, «Никита» ответил, что это было в конце января или феврале 2023 года. Беркович отметила, что раньше он говорил, как копировал видео на диск «в новогодние праздники», после чего свидетель сразу же отказался от своих слов.
Впоследствии между Беркович и анонимным свидетелем произошел следующий диалог, который приводит «Медиазона»:
— Вы говорите, что главная проблема [спектакля] — это что девушки представлены жертвами. Жертвами чего стали девушки?
— В каждой биографии приведены различные примеры. Будь то абьюз или же насилие, или другие факты из биографии, которые возможно были как-то искажены в пользу привлечения интереса.
— Ого! Главная проблема в том, что девушки показаны жертвами абьюза и насилия?
— Помимо прочего, это тоже там есть.
— Это, кажется, пока не уголовная статья.
— Это не уголовная статья, но когда вы используете это, чтобы оправдывать участие в террористической организации и пособничество, это уже проблема.
*СМИ, признанное «иностранным агентом».
**организация, признанная террористической, чья деятельность запрещена на территории РФ.