Соответствующее постановление опубликовано на сайте Конституционного суда. Теперь российские суды смогут запрещать преступникам «посещать места, в которых может регулярно находиться потерпевший». Конституционный суд отметил, что суды не могут отказывать потерпевшим в просьбе о введении таких ограничений, ссылаясь на то, что у суда нет соответствующих полномочий. Теперь отказ в установлении такого ограничения либо запрета должен быть мотивирован, причем невозможность установления ограничений такого рода впредь не может быть основанием для отказа в этом потерпевшим.
Постановление было вынесено Конституционным судом в ответ на обращение двух истиц, одна из которых была признана потерпевшей в деле об угрозе убийством, другая — в деле об истязании. Причем виновные вместо реального срока были приговорены к ограничению свободы. Суд запретил им:
- покидать ночью место постоянного проживания;
- выезжать за пределы города;
- изменять место жительства без согласия уголовно-исполнительной инспекции;
- посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участвовать в них.
Истицы пытались добиться также запрета преступникам посещать места их жительства и работы. Однако им отказали во всех инстанциях, в том числе в Верховном суде РФ. Тогда женщины решили обратиться в Конституционный суд.
Суды мотивировали свои отказы формулировками первой части статьи 53 Уголовного кодекса (УК) РФ об ограничении свободы и разъяснения пленума Верховного суда РФ от 22 декабря 2015 года № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», утверждая, что в УК есть конечный перечень вариантов такого наказания, и поэтому они не могут произвольно вводить новые.
Истицы просили Конституционный суд добиться признания части первой статьи 53 УК РФ неконституционной. Суд не стал этого делать, однако обратил внимание на пункт с запретом «посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования»:
«…часть первая статьи 53 УК Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу не исключает конкретизацию судом ограничения посещать определенные места запретом посещения мест, в которых может регулярно находиться потерпевший, в том числе приближаться к этим местам на определенное расстояние», — говорится в постановлении.
Конституционный суд также пришел к выводу, что российские суды вправе устанавливать ограничения на приближение преступников к местам жительства или работы их жертв ближе, чем на 300 метров. Другое ограничение — запрет преступнику приближаться к потерпевшему на определенное расстояние «вне зависимости от его местонахождения» — суд пока не разрешил вводить.