Свердловский районный суд постановил арестовать волонтерку Надежду (Надин) Россинскую до 31 марта, сообщает «Медиазона»*. Ее обвиняют по статье о «призывах к деятельности, направленной против безопасности государства» (ст. 280.4 УК РФ). Девушке вменяют финансирование ВСУ, а именно — батальона «Азов», на который Надин якобы собирала деньги в своем аккаунте в Instagram. В России это формирование признано террористической организацией.
Следствие приобщило к обвинению скриншот поста от 31 августа, в котором, как утверждается, Надин призывает жертвовать деньги батальону. Утверждается, что пост был опубликован в аккаунте под названием ua_help_nadin, которого сейчас не существует, а сама Надин отрицает, что аккаунт принадлежит ей. К делу также приобщили разговоры Надин с матерью и сестрой, из которых, как считает следствие, ясно, что девушка совершила преступление, а также скриншоты из переписок с сестрой, в которых активистка говорит о своих проукраинских взглядах. Каким образом были получены разговоры Надин с семьей, не уточняется.
К делу приобщили и постановление Октябрьского районного суда о привлечении Надин к административной ответственности, справку о том, что девушка выезжала в Грузию и вернулась, и видео, на котором некие военные благодарят Надин за помощь. Адвокат возразил, что это были российские военные, которым активистка якобы отправляла гуманитарную помощь.
На заседании Надин выступила против ареста и не признала вину:
«Я находилась в Грузии, я находилась в Турции, мой телефон был в свободном доступе, поэтому я не могу знать и сказать, кто размещал эти посты, но лично я не оказывала помощь вооруженным силам Украины. С самого начала СВО эта страна разными способами пыталась запугать и оттолкнуть от волонтерской деятельности. Писались статьи, были угрозы личные, была стрельба по складу, был поджог участка моих родителей. И сейчас это все набирает, как мне кажется, еще более ужасные обороты», — говорит она.
Своей отъезд из России Надин объяснила опасениями за свою жизнь, вызванными, как она утверждает, «слухами о многих военных, которых [ВСУ] преследовали на территории Белгорода». По ее словам, она обращалась за помощью к сотрудникам Минобороны после того, как ДРГ Украины якобы обстреляла ее склад с гуманитарной помощью. Она также заявила, что среди «существенных доказательств ее помощи РФ — свидетель, депутат Госдумы РФ Артем Туров, с помощью которого она неоднократно передавала гумпомощь в село Глубокое в Харьковскую область».
После того, как судья удалился в совещательную комнату, Надин сказала отцу, что любит его, и попросила семью держаться вместе. В разговор вступила мать Надин:
— То, что мне наговорили, это же неправда? — спросила она.
— Ты же видела, что это — российские военные, все их видели. Все видели меня с российскими военными, — ответила Надин.
* СМИ, признанное «иностранным агентом» в России.