Тыквенный Спас, или запрет Хеллоуина Как изобретают и запрещают праздники
В ижевской школе № 16 вместо Хеллоуина решили отпраздновать «Тыквенный Спас» — весело, с маскарадом, но без всех этих костюмов чертей. Ижевская школа придумала этот праздник не сама: «Тыквенный Спас» конструировался российскими СМИ в течение нескольких последних лет. В этом году как федеральные, так и региональные издания наперебой пишут о том, что Хеллоуин — это лишь жалкое подражание «настоящим» и «правильным» праздникам: «Тыквенному Спасу» и «Велесовой ночи».
В колонке для «Гласной» антрополог Александра Архипова рассказывает, как появились идеи импортозамещения Хеллоуина, существовали ли на самом деле эти «древние» праздники и почему культура маскарада школьникам нужнее «славянских скреп».
Александра Архипова* — социальный антрополог, автор канала (Не)занимательная антропология.
*Признана иноагентом.
Миф о Тыквенном Спасе
Забегая вперед, скажу: оба этих праздника совершенно фантомны, но количество их упоминаний в российских СМИ растет с каждым годом. В 2023-м про «настоящие славянские праздники», которые следует отмечать вместо Хеллоуина в ночь на 1 ноября, написали 867 изданий, а 10 лет назад, в 2013-м, — ноль.
Но просто предложить праздновать «Тыквенный Спас» недостаточно, надо еще создать для даты правильную «биографию». Все издания, в которых он упомянут, называют его традиционным или даже древним славянским праздником: «Тыквенный Спас — неофициальный славянский народный праздник, отмечающийся в России 31 октября. В этот день тыква почитается как символ урожая, здоровья и долголетия».
А вот красноярское издание пошло еще дальше и придумало совершенно дикую версию происхождения «Тыквенного Спаса»: «Огромных размеров плод тыквы был привезен святому Владимиру Ясно Солнышко византийскими монахами. С тех пор на Руси начали выращивать тыкву». Автор, видимо, не в курсе, что тыквы привезли из Нового Света в Европу только в XVI веке. Не говоря уже о том, что Владимира Ясно Солнышко не существует. Есть персонаж былин Владимир Красно Солнышко, который имеет ну очень косвенное отношение к князьям Владимирам.
«Велесовой ночи» тоже придумывается биография с редкими вкраплениями реальных данных. Дальше всех тут пошла журналистка «Ленты.ру», которая выдала за этнографический факт совершенно безумную историю. Якобы у древних славян было три мира: мир Явь (где мы живем), мир Навь (где живут злые существа) и «мир Правь, в котором обитают только добрые высшие божества». Стражем границ миров, согласно версии журналистки, был Велес, и поэтому ночь на 1 ноября, когда осень переходит к зиме, называют Велесовой.
«У нас все свое»
В православном календаре есть праздники, которые обычно называют Медовым, Яблочным и Ореховым (или Хлебным) Спасом, — соответственно, 14, 19 и 29 августа по новому стилю. В данном случае религиозные ритуалы естественно накладывались на аграрный славянский цикл: считается, что в Медовый Спас надо есть мед, а яблочный сезон начинается с Яблочного Спаса. Никакого «Тыквенного Спаса» нет, это чистая выдумка.
Само словосочетание «Тыквенный Спас» — это шутка, ставшая популярной в 2016 году: «У нас вместо Хеллоуина Тыквенный Спас». И намекала она на усиление роли православной церкви в российской жизни и на политику суверенитета во всем: «у нас все свое», «мы не будем ничего заимствовать». Этот принцип хорошо описывается анекдотичной формулой «Россия — родина слонов».
Разбор Юрия Лапшина и Александры Архиповой
В том же 2016 году словосочетание «Тыквенный Спас» было использовано (явно с иронией) в городе Кировске Ленинградской области. Там предприниматели придумали благотворительную акцию под таким названием и кормили горожан блюдами из тыквы, чтобы собрать деньги на лечение детей.
В 2020 и 2021 годах СМИ иронично называли Хеллоуин «Тыквенным Спасом», пока еще не пытаясь доказать, что это уникальный и древний праздник. А вот уже в 2022-м газета «Волжская правда» пишет: «Многие знают, что в последний день октября отмечается западный Хеллоуин. Но мало кому известно про Тыквенный Спас. Этот праздник постепенно приобретает статус “народного” в ответ на западные традиции, которые пытаются проникнуть в нашу жизнь. В отличие от мрачного Хеллоуина, где основная атрибутика: кровь, вурдалаки, нечисть, Тыквенный Спас — день добрый, яркий, позитивный и, главное, близок нашему духу и культуре».
Так появляется новый народный праздник, «наш по духу и культуре».
С «Велесовой ночью» все сложнее. Праздника, который так назывался, у восточных славян (да и вообще у славян) тоже не было. Вероятно, название праздника было придумано по ассоциации с ночью Ивана Купалы. А вот бог Велес у восточных славян, скорее всего, был, хотя мы знаем довольно мало как про него, так и про верования в других богов. Фольклористы и этнографы аккуратно реконструируют на основе этнографических данных гипотетический миф славян, в котором Перун-громовержец побеждает Велеса в ходе сражения. Но никаких этнографических данных о том, что Велес (или Волос) отвечал за «перевод природы из осени в зиму», как пишут журналисты, нет. Да, собственно, и своего праздника у бога Велеса тоже не было.
Однако у изобретенной журналистами «Велесовой ночи» есть одно сближение с Хеллоуином, и это — поминовение умерших. Сам Хеллоуин является результатом постепенного слияния кельтского календарного праздника Самайн, который символизировал переход к зиме, и христианского Дня Всех Святых, когда следовало поминать святых (а заодно и умерших родственников).
Для народной культуры славян почитание своих предков необычайно важно. Именно от них зависит благополучие семьи и урожай — и для этого с ними надо постоянно поддерживать связь. В народном календаре белорусов и украинцев существовали специальные поминальные дни, в которые надо было угощать мертвых предков (их называли «деды» или «дзяды»). Считалось, что предки приходят в этот день на «побывку» к родным, они хотят умыться и поесть. Поэтому надо было не только приготовить ритуальную пищу и позвать покойников к столу, но и предложить им помыться: в бане ставили тазики, клали новые веники и не подходили к ней близко в течение всего вечера.
Один из таких поминальных вечеров приходился на Дмитриев день, 26 октября, или на субботу, предшествующую Дмитриеву дню. В этот день покойники оказывались с живущими за одним столом, и именно белорусская Дмитриева суббота с ее поминовением предков пробудила фантазию журналистов.
«Не наш праздник»: атака на Хеллоуин
В России, по сравнению с Западной Европой, не очень много праздников, которые могут стать коллективным развлечением для детей в школе. И поэтому, хотя в России отсутствует главная ритуальная составляющая Хеллоуина, trick-or-treating, многие школы все равно устраивают в этот день маскарады и другие развлекательные мероприятия.
И для школы, и для других учреждений, работающих с детьми и подростками, Хеллоуин удобен. Это большой веселый праздник в середине осеннего семестра, который дети любят организовывать сами (в отличие от многих других).
Возможность подурачиться, сделать страшный костюм, разрисовать лицо, надеть маску — все это карнавальное переворачивание законов привычного мира.
Социальные антропологи знают, что практически в любом сложноустроенном обществе возникают специфические ритуалы перехода, представляющие собой антиструктуру по отношению к строгим структурам обычного мира. Например, в повседневной жизни ты носишь только определенную одежду; мужчины и женщины не могут сидеть и есть рядом; сын вождя не дружит с детьми простого рыбака. Коллективные ритуалы, в которых происходит переход от одного состояния к другому, переворачивают эти структуры, дают людям на время от них отдохнуть (в ситуации антиструктуры дети рыбака оказываются рядом с сыном вождя, а привычная одежда превращается бог знает во что), чтобы в будущем только еще больше укореняет существующие социальные правила. Поэтому карнавал так хорошо прижился и выглядит совершенно естественно в современном мире
В школе № 16 города Ижевска, где решили проводить Тыквенный Спас, школьников заставили прийти 27 октября в парадной школьной форме, хотя изначально предлагали наряжаться в костюмы в оранжевой, черной и красной гамме. При этом администрация запретила «костюмы нечистой силы и грим». Как рассказала мне мама одного из школьников: «Дочь огорчилась, потому что приготовила костюм Спока из “Звездного пути”. Но им не разрешили одеваться в персонажей западной культуры. И знаете, кто сделал их праздник? Маленький мальчик из началки в маске Райана Гослинга. В Tik-Tok тысячи просмотров. Они называют его школьным героем и говорят: «Он не захотел быть, как общество, он просто выбрал быть счастливым»».
Как видите, пытаются истребить именно карнавальную составляющую нового праздника, хотя именно она привлекает школьников, и те, кто приходят в «масках западных персонажей», становятся героями. Карнавал российским детям и подросткам необходим для социализации.
Хеллоуин в образовательных учреждениях волнует чиновников не только в России, но и в Беларуси. Серьезные атаки на желающих праздновать Хеллоуин в Беларуси происходят последние несколько лет (тут можно прочитать про недавние случаи), и эта волна дошла до России.
Психолог Юрий Лапшин — об идеологическом давлении в школе и практиках сопротивления учителей
Один из читателей моего телеграм-канала на днях рассказал историю о праздновании Хеллоуина в частном детском саду: «Дети в восторге: лишний повод прийти в сад в костюме. В “сладость или гадость” играем с бумажными конфетами, ибо много аллергиков. Но вот вчера вышли на прогулку — у меня на голове ведьминская шляпа. Тут же воспитательница из соседнего сада: “А что, Хеллоуин не отменили разве? Это же не наш праздник!”»
Реплика про «не наш праздник» важна. Она показывает, что представители власти (а педагоги — тоже представители власти) стремятся провести границу именно в этом месте. В школьных чатах рассылаются рекомендации Хеллоуин не проводить.
Буквально на днях минобразования Якутии запретило школам праздновать Хеллоуин. Это распоряжение замминистра Алевтина Аргунова объясняет так: «В школах должны проводиться мероприятия, <…> направленные на сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, развитие идей патриотизма в стране, сохранение исторического наследия народов, проживающих на территории страны».
А вот администрация Краснодара в своем распоряжении от 30 октября была гораздо более лаконична, чем якутские коллеги, и гораздо яснее объяснила, почему нельзя праздновать Хеллоуин: «Недопустимость 31.10.2023 проведения мероприятий, связанным с чуждым для Российской культуры праздником Хэллоуина» (орфография источника сохранена — прим. авт.).
Дело доходит не только до запретов, но и до физической расправы. По данным телеграм-канала Mash, в Сургуте на нескольких школьников, которые пришли в костюмах на хеллоуинскую вечеринку в торговом центре, напали, облили искусственной кровью и брызнули из перцового баллончика.
Некоторые школы пытаются сделать отмену «мягкой». Так, 27 октября в чате Балашихи появилось сообщение, что вместо Хеллоуина будет нечто под названием «осенний праздник» (то есть явно без костюмов и приколов).
Из всех этих примеров становится понятно, что представителям власти не нравится карнавальная составляющая Хеллоуина: запрещают они именно костюмы (вспомним, что в распоряжении из ижевской школы напрямую запретили «костюмы нечистой силы и грим»). Но карнавал российским детям и подросткам необходим для социализации.
Интенции не прошли незамеченными, и люди, желающие устроить вечеринки, стали прибегать к эвфемизмам. Какие-то школьные группы пытаются отмечать «Тыквадень», а в одном из московских медицинских вузов вместо Хеллоуина приглашают на тыквенное суаре.
Импортозамещение праздников
Официальный тренд в российской культуре сейчас — изоляционизм, особенно от западных ценностей. «Мы — не они», «идем своим путем», «у России — особый путь» — этими фразами наполнены и публикации СМИ, и выступления чиновников. Но представителям власти этого мало, они еще стремятся индоктринировать людей политикой изоляционизма через создание новых ритуалов. Поэтому и Хеллоуин не нужен, а нужны древние славянские праздники, которые, по замыслу создателей, объединят россиян и вообще «славян». И вот «древний славянский праздник Тыквенный Спас» празднуется в Елабужском районе, и его организаторы подчеркивают идею единства славянских народов: «Тыквенный Спас — это народный праздник, который в России и других славянских странах отмечают 31 октября. В этот день тыква почитается как символ урожая, плодородия, здоровья и долголетия».
Таким образом…
«Тыквенный Спас» и «Велесова ночь» — никогда не существовавшие праздники, биографию которых активно изобретают российские СМИ в течение последних двух лет. Причем «Велесова ночь» оказалась менее удачной идеей, чем «Тыквенный Спас»: про нее, можно сказать, забыли, количество же локальных празднований «Тыквенного Спаса» растет. При этом в головах школьного начальства на местах наблюдается путаница: одни «Тыквенный Спас» проводят и рекомендуют, а другие запрещают и «спас», и Хеллоуин.
И «древность», и «славянскость» новых праздников придуманы для того, чтобы подчеркнуть «славянское единство», вовлечь российских школьников в политику культурного изоляционизма и заставить их забыть веселый, карнавальный Хеллоуин.
Эксперты — о том, что не так с новой демографической стратегией
Как иностранцы, переехавшие в Россию, поддерживают Путина, продвигают семейные ценности и сексуализируют женщин
Государство признало всплеск домашнего насилия на фоне «спецоперации» и пытается понять, что с этим делать
Уровень «главного мужского гормона» снижается. И это плохая новость. Или нет?