Наказание родиной «Аэрофлот» вновь оказался в центре дискриминационного скандала
С «Гласной» связались бортпроводницы «Аэрофлота», которые рассказали о новой системе деления сотрудников на «касты». «В качестве критериев оценки предполагаются возраст, внешность, лояльность и даже внимание судебных приставов», — говорит одна из стюардесс компании, Юлия, которая приняла решение уволиться. Другие девушки, общавшиеся с нами, пожелали не называть своих имен.
Стюардессы бывают разные: красные, синие, желтые…
В начале года на одном из рейсов «Аэрофлота» произошел случай, который сначала обсуждали лишь во внутреннем чате авиакомпании: собирая посуду, одна из стюардесс нагнулась, и пассажир начал тыкать ей в бок подносом или поставил девушке поднос на спину — здесь свидетельства очевидцев расходятся. В завязавшейся перепалке мужчина стюардессе нагрубил, она поставила его на место. Казалось бы, инцидент был исчерпан. Позже к пассажиру подошел старший бортпроводник и поинтересовался, «как полет», тот ответил, что «эта азиатка» ему хамила. Старший бортпроводник спросил, «какая из», зачем-то уточнив, что у него «их несколько» и он «их путает». Затем последовала расистская шутка про разрез глаз. По информации, которая разошлась среди сотрудников, пассажир оказался другом одного из начальников Росавиации, и в курс дела ввели руководство «Аэрофлота».
«Ситуация разлетелась лишь по нашим местным рабочим чатам, и история закончилась, как все думали, — рассказывает Юлия. — Но после этого пошли слухи о том, что
нас начнут делить на какие-то касты. Слухи были, что будут делить а-ля русские, славянской внешности, и азиаты/кавказцы и так далее».
Опасения подтвердились в феврале. Тогда в сети появилась таблица, если верить которой, шесть тысяч бортпроводников «Аэрофлота» были разделены на пять групп, «окрашенных» в разные цвета. По мнению Юлии, таблицу «слил» кто-то из специалистов отдела планирования компании, и тот факт, что таблица не фейк, стюардессам неофициально подтвердили в руководстве. «Оказалось, что эту таблицу готовили как раз для отдела планирования — именно там распределяют, кто куда полетит, в какую командировку, — чтобы они понимали, кого можно ставить на те же Мальдивы, а кого нельзя, — пояснила Юлия. — На наши вопросы нам отвечают лишь: “Сами виноваты. Вы знаете, почему каждый попал в тот или иной список”. То есть они не отрицают наличия этих списков».
В «зеленую» группу попали лучшие, по мнению руководства, сотрудники: они смогут работать на спецрейсах, которыми, как правило, пользуются чиновники и звезды, летать в зарубежные командировки, в том числе по приоритетным направлениям. Специалисты из «оранжевой» группы на спецрейсы уже не попадут, однако зарубежные и приоритетные направления для них по-прежнему открыты. «Синяя» группа осталась без приоритетных направлений, а «желтая» — без полетов на международных рейсах. Хуже всех придется сотрудникам, попавшим в «красный» список: они лишаются всех бонусов и привилегий и будут летать только по России разворотными рейсами — то есть днем, например, прилетать из Москвы в Самару, отдыхать час и сразу же отправляться обратно.
«Отсутствие заграничных рейсов и командировок существенно сказывается на зарплате, так как у бортпроводников она сдельная: мы сколько налетали, столько и получили. Надбавки особого значения не имеют, главное — час полета. Плюс есть разница между внутренними рейсами и международными. То есть если ты находишься в командировке во Владивостоке — это 700 рублей в сутки, а командировка на Мальдивы — это две тысячи в сутки», — рассказала на условиях анонимности еще одна стюардесса.
«Удивительно то, что “Аэрофлот”, российский национальный перевозчик, официально, на уровне компании заявляет, что летать по России — это вид наказания. Мне как человеку, который обожает каждый уголок своей родины, очень неприятно осознавать этот факт», — резюмирует Юлия.
Не только английский
Разумеется, в таблице приведены и причины такого разделения сотрудников. «Красная» группа оказалась не только наиболее возрастной (самому старшему сотруднику здесь 66 лет, в то время как в «зеленой» группе — лишь 45 лет), но и самой «некрасивой». Пометка «внешний вид» — один из самых распространенных комментариев напротив фамилий бортпроводников из «красной» группы. «Такие претензии в компании могут высказать как мужчинам, так и женщинам, — пояснила Юлия. — У меня есть знакомый (он уже уволился) — ему предъявляли, что не нравится его прическа, он был очень коротко подстрижен».
Среди других претензий к «красным» — низкая оценка по английскому языку, полученная на экзамене в центре подготовки авиационного персонала, пометки «не лоялен», «больничный на Новый год», отказ от вакцинации или ревакцинации, «утрата доверия», «телеграм-канал», «судебные приставы».
«Мне жаловалась попавшая в “желтые” мать-одиночка с ребенком-инвалидом. Она подозревает, что ее определили туда просто как неудобную для планирования. И почему эта девушка должна получать зарплату меньше просто потому, что она кому-то чем-то не понравилась?» — задается вопросом Юлия.
Свою фамилию Юля, кстати, нашла именно в «красной» касте. «Мне 23 года, работаю в компании пять лет, ни одной жалобы, множество благодарностей от пассажиров, бригады, пилотов. Активная позиция в компании, и только положительные эмоции от работы почти всегда я испытывала. Попала я в этот список с пометками “тройка по английскому” и “внешний вид”», — пояснила она.
Помимо причесок, как рассказывают бортпроводники, составителей документа интересовал и размер их форменной одежды. Кроме того, в таблице напротив некоторых фамилий есть комментарий: «несоответствие стандарту, форменная одежда». Девушки разъяснили «Гласной», что значит этот пункт: «У нас перед рейсом бывает брифинг, там мы встречаемся с экипажем, с которым дальше полетим. И в комнате брифинга всегда дежурят инструкторы, которые следят в том числе за нашим внешним видом. Чаще всего именно там бывает конструктивная критика: у нас есть руководство и стандарты, как нужно выглядеть, — например, какого цвета должен быть маникюр, какой плотности и цвета могут быть колготки».
Наша собеседница Юлия уточняет, что этот пункт претензий не идентичен пункту «внешний вид»: «“Несоответствие стандарту” означает, что бортпроводник нарушил сочетание каких-либо элементов форменной одежды или, например, неправильно подобран тон лака для ногтей. Но в моем случае речь идет именно о моих внешних данных: лицо, фигура, рост — я не знаю, что их во мне не устроило».
Ее коллега резюмирует:
«Прописан стандарт ношения форменной одежды, размеры жопы, разрез глаз и личное понимание прекрасного кого-то из начальства».
Вместе с Юлией в «красном» списке оказались и сотрудницы с высокими оценками по английскому. Единственная претензия к ним — все тот же «внешний вид».
Интересно, что специалисты, разработавшие таблицы, не продумали — или, во всяком случае, не объяснили сотрудникам — механизм перехода из низшей группы в более высокую. «Я разбиралась насчет больничных — детских и своего перелома, случившегося не на Новый год, представляла документы. Мне ответили: “Ну и что, знаешь, сколько у меня таких, как ты?” Никто не стал смотреть мои снимки и выписки, всем все равно. А на меня не поступало никаких жалоб, оценки по английскому четыре и пять… Я не говорю, что должна летать только за границу, но я училась на все типы перелета, работала без косяков. У всех разные дети и разный иммунитет, уравнивать всех — это не выход. К тому же болеть — это совершенно законно», — возмущается еще одна стюардесса, также попросившая не называть ее имени.
Все еще 48-й
Бортпроводники «Аэрофлота» не первый раз предъявляют претензии к авиакомпании по поводу дискриминации по внешности. Предыдущий скандал разразился в 2017 году, после того как иски в суд на перевозчика подали бортпроводницы Евгения Магурина и Ирина Иерусалимская. Претензии стюардесс касались в том числе установленных в компании нормативов по весу: женщины должны были носить 42–48-й размер одежды, мужчины — 46–54. Индекс массы тела бортпроводников должен находиться в границах 16–25.
Размер одежды обеих истиц превышал максимально допустимый для бортпроводниц 48-й, за это их сняли с международных рейсов и снизили зарплату.
Московский городской суд в апелляции признал иски сотрудниц подлежащими частичному удовлетворению и обязал «Аэрофлот» отменить требования к размеру одежды бортпроводников.
Пока шли судебные тяжбы, в интернете развернулась целая общественная кампания в поддержку российских стюардесс. На ресурсе Change.org была опубликована петиция с требованием прекратить дискриминацию. Под ней подписались пассажиры «Аэрофлота» и просто неравнодушные россияне. В общей сложности более 50 тысяч человек.
Но, как рассказала «Гласной» одна из стюардесс авиакомпании, ситуация не изменилась: ограничения по размеру одежды у перевозчика по-прежнему есть. К примеру, костюмы для женщин по заказу компании, как и раньше, шьют не больше 48-го размера. «При этом у нас есть коллеги — их единицы, можно пересчитать по пальцам одной руки, у которых даже далеко не 50-й размер. Раньше они были вынуждены летать в Китай, к своим швеям, у которых была точно такая же ткань, как та, из которой нам шили форму, и они там заказывали одежду своего размера. Сейчас, насколько я знаю, они также
обращаются к швеям — и им шьют, допустим, из двух пиджаков один, из двух платьев одно», — рассказала Юлия.
Внешность не важна. Но не совсем
Сам «Аэрофлот» еще в 2017 году обвинения в дискриминации по внешнему виду категорически опроверг. «В своей кадровой работе авиакомпания неукоснительно придерживается положений российского законодательства, а также, в соответствии с лучшими международными практиками, принципов “работодателя равных возможностей”, — заявили тогда в авиакомпании. — Это подразумевает категорическое неприятие дискриминации работников по внешним данным, возрасту, расовому и гендерному принципу, политическим и религиозным взглядам».
Ожидания от кандидатов в бортпроводники представлены на сайте перевозчика, и это дежурный список требований типа «доброжелательность», «коммуникабельность», «ответственность», уровень английского не ниже Pre-Intermediate. Про внешность действительно упоминаний нет.
Но вместе с тем в «Аэрофлоте» признали, что считают стюардесс «лицом любой авиакомпании, а стюардесс национального перевозчика — визитной карточкой страны». От того, как они выглядят, как обслуживают пассажиров, складывается первое впечатление и отношение к России, уточнили в сообщении на сайте компании, размещенном все в том же 2017 году.
«Гласная» направила в пресс-службу «Аэрофлота» запрос, касающийся информации, предоставленной сотрудницами. Ответ мы опубликуем сразу после получения.
Марина мечтала о сцене и журналистике, но стала женой чеченского силовика. Ее история — о насилии и удачном побеге
Как анонимный чат психологической помощи «1221» помогает подросткам
Российская беженка, которая прошла секты и проституцию, решила стать психологом, чтобы помогать другим
Как побег из семьи становится единственным способом избавиться от постоянного насилия
Как первые женщины-политзаключенные ценой собственной жизни изменили порядки в российских тюрьмах в XIX веке