Иноагент в Мосгордуме Депутатка столичного парламента Дарья Беседина — о политической жизни после признания иностранным агентом
«Иноагент идет по коридорам Мосгордумы». Так мог бы начинаться анекдот. Однако действующей депутатке Дарье Бесединой не смешно. Новый статус вынудил ее повесить иноагентскую плашку на свой сайт, готовиться к судам и искать новые формы общения с органами власти. В частности, она пока не понимает, как на запросы иноагента будут отвечать в правительстве Москвы и других ведомствах. Адвокат Бесединой считает, что своим решением Минюст нарушил права 15 тысяч человек, отдавших за нее голоса.
Жизнь Дарьи разделилась на до и после вечером 20 января. Была пятница — в этот день Минюст уже традиционно обновляет список иностранных агентов. Позвонила подруга. Сказала, что у нее «не очень хорошие новости». «Пару секунд я находилась в испуге за судьбу подруги и ее близких, но она прервала эти размышления, заявив, что готова оказать мне любую помощь и содействие», — вспоминает Дарья. Говорит, за выходные получила огромное количество предложений помощи и сообщений о поддержке. И от друзей, и от малознакомых людей.
По словам Дарьи, переходу в новый статус ничего не предшествовало. Ни кредитные учреждения Москвы, ни МФЦ, ни полиция не уведомляли, что изучают ее финансовые операции, страницы в соцсетях и связи с иностранными государствами. Минюст не сообщил ни о начале проверки, ни об ее окончании, ни о причинах. Впрочем, об этом будущих иноагентов никогда не предупреждают: прямых требований на этот счет в законодательстве нет.
Дарья Беседина. Родилась 22 июля 1988 года. Окончила Московский архитектурный институт. Руководительница направления практических исследований в фонде содействия развитию городов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца*». С 8 сентября 2019 года — депутатка Мосгордумы от партии «Яблоко».
Авторка ряда законопроектов:
- «О мерах по достижению нулевой смертности в ДТП» (предусматривал реформирование городской комиссии по безопасности дорожного движения и выделение этого направления в отдельную городскую программу, с целями и бюджетом);
- «О снижении “нештрафуемого порога скорости”» (предусматривал увеличение штрафов за превышение скорости, отмену нештрафуемого порога 20 км/ч и скидок за своевременную оплату штрафа);
- «О согласовании митингов» (предусматривал передачу полномочий по согласованию акций до тысячи человек на территории одного района и без перекрытий дорог органам местного самоуправления);
- «Об уличном искусстве» (предусматривал упрощение бюрократических процедур для уличных художников и позволял легализовать уже существующие работы).
Законопроекты приняты не были. Как поясняет сама Дарья, оппозиционные инициативы, «конечно же, никогда не проходят, но у них важная функция — поднять общественное обсуждение и представить взгляды наших сторонников».
Дарья стала широко известна в том числе из-за ярких публичных высказываний. В начале депутатского срока она записала видео, где за одну минуту рассказала о себе, своих ценностях и о том, почему пришла в Мосгордуму. На столе при этом стояли три флага — России, партии «Яблоко» и радужный флаг, который считается символом движения ЛГБТК+. В марте 2020 года Дарья выступила против поправок к Конституции и «обнуления» президентского срока Владимира Путина, выйдя на трибуну Мосгордумы в футболке с двусмысленной надписью: «Öбнулись».
Иноагентство как награда за «тайные заслуги»
На заседание Мосгордумы 26 января Беседина пришла в новом статусе. Это было первое в истории современной России собрание столичного парламента, в котором принимал участие иностранный агент. Ощущения, признается Дарья, «очень странные». Коллеги просто здоровались, а иные — жарко поздравляли. «Словно новый статус от Минюста — некая награда за какие-то тайные заслуги. Как будто мне теперь есть чем гордиться», — рассказывает она.
Формально Беседину признали иноагентом за то, что она высказывалась против войны в Украине и «пропагандировала» ЛГБТ-отношения. Она не понимает, как право на свободу выражения сексуальности зависит от иностранного влияния. И свою позицию по вторжению в Украину не озвучивает публично: слишком опасно. «Полноценно высказываться невозможно, — объясняет Дарья. — Поэтому я сконцентрировалась на тех вопросах, которые и в самом деле могу решить: благоустройство, капремонт, транспортные проблемы».
Впрочем, позиция по поводу военных действий в Украине есть у партии «Яблоко», в которой состоит Дарья. В феврале 2022-го, сразу после начала войны, партия призвала стороны немедленно заключить соглашение о прекращении огня и воздержаться от шагов, которые могут повлечь эскалацию конфликта. Глава фракции «Яблока» в Мосгордуме в ноябре 2022-го стал одним из инициаторов обращения к президенту, депутаты призвали его подкрепить свои слова о завершении мобилизации соответствующим указом.
«Я вновь и вновь задаюсь вопросом: почему выбор Минюста пал именно на меня? — недоумевает Беседина. — Есть более активные и более жестко высказывающиеся депутаты, с более принципиальной, чем моя, позицией».
Ее коллеги по партии и Мосгордуме тоже не знают ответа. Лидер «Яблока» Григорий Явлинский считает Беседину «совсем молодой девушкой, еще совсем неопытной, нормальной — ну просто девушка и девушка». Председатель московского отделения партии Сергей Митрохин в беседе с «Гласной» сказал, что заподозрить Беседину в получении денег от иностранного государства «сложно», а значит — сложно представить, что она действовала под иностранным влиянием. Он уверен, что включение Бесединой в список иноагентов — травля за деятельность, противоречащую «государственной политике по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей». «В полной мере отдана дань “традиционной ценности” — праву государства безнаказанно травить человека», — иронизирует Митрохин.
История оппозиционной депутатки Дарьи Бесединой
Действующие с 1 декабря 2022 года поправки к закону «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» определяют иностранного агента как лицо, получившее поддержку из-за рубежа или находящееся под иностранным влиянием и занимающееся в России политической деятельностью, целенаправленным сбором сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ или распространением сообщений и материалов для неограниченного круга лиц. Василий Пискарев, автор поправок и председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции, утверждал, что «действующее законодательство об иноагентах содержит разрозненные положения, а новый закон <…> призван их систематизировать и сделать процедуру контроля за деятельностью лиц и организаций, находящихся под зарубежным влиянием, прозрачной».
Максим Круглов, руководитель мосгордумовской фракции «Яблока», полагает, что с помощью статуса иноагента власти пытаются «максимально усложнить жизнь тем, кто говорит и делает то, что расходится с генеральной линией». Справедливоросс и депутат Мосгордумы Михаил Тимонов считает объявление депутата иноагентом абсурдным. «Народ (по Конституции — единственный источник власти) иноагентом быть не может. Если он избрал депутата, то чиновник, объявляющий депутата “иноагентом” за несовпадение их позиций, расписывается в антинародности», — написал он на своей странице во «ВКонтакте».
Теперь все выступления Бесединой в Мосгордуме маркируют плашкой о статусе — ее накладывают на видеотрансляцию.
Со слов депутатки, маркировка пока — единственное изменение в работе. При этом на официальном сайте Мосгордумы ее нет — по закону обязанность сообщать о статусе возлагается на самих иноагентов. Получается, все обращения в мэрию или городские управы Беседина теперь должна сопровождать уведомлением о том, что этот запрос, сообщение, законопроект и так далее создан и распространен иностранным агентом.
«Есть стойкое ощущение, что законодатель не предполагал появления в России депутата-иноагента. Есть позиция по поводу иноагента-СМИ, есть позиция по поводу граждан, которые ведут политическую или гражданскую деятельность, но как должен жить и работать признанный иностранным агентом депутат?» — задает риторический вопрос Дарья. Это еще предстоит выяснить. Вместе с помощником Беседина проштудировала закон, но пока не нашла «законодательно выверенного решения», как депутату-иноагенту маркировать обращения в госорганы и общаться с избирателями.
Родители до сих пор спрашивают Дарью, что именно теперь с ней будет. «Я и сама не знаю», — пожимает она плечами.
«Минюст нарушил права избирателей»
По просьбе «Гласной» ситуацию прокомментировал адвокат Александр Бургер. Он убежден, что, признав Дарью Беседину иноагентом, Минюст допустил правовую коллизию, тем самым нарушив права избирателей: иностранные агенты не могут, согласно действующим поправкам, работать на государственной или муниципальной службе, быть членами избирательных комиссий, выступать организаторами публичных мероприятий. Их также лишили права вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов и политических партий.
«Статус иноагента и статус депутата не сочетаются», — комментирует Александр. По его мнению, если народного избранника «уличили в работе на иностранное государство», то он, получается, «обманул надежды избирателей», а значит, у него «должны и даже обязаны» отозвать полномочия. Например, политолог Константин Калачев считает это вполне реальным: «Депутат-иноагент — новое слово в российской политике, тут тоже надо как-то реагировать».
Мосгордума действительно может лишить депутата полномочий, но только после обращений избирателей, утверждает Александр Бургер. Если же они не требуют отобрать мандат у своего избранника, то могут встать на его защиту. «Избиратели должны защищать своего депутата, потому что так они защищают свой выбор. Может получиться резонансный судебный процесс», — полагает собеседник.
Председатель Московской городской думы на момент подготовки публикации не ответил на запрос «Гласной». Мы, в частности, спрашивали, поступают ли жалобы избирателей на Дарью Беседину в связи с ее статусом. Максим Круглов утверждает — не поступают. Беседина жалоб по поводу своего иноагентства тоже не припоминает. Говорит, напротив, в сообщениях от москвичей «видела реакцию — если Беседина иноагент, значит, хороший депутат и честный человек и точно поможет».
«Дарья Беседина — одна из немногих оставшихся независимых депутатов в Москве. Признав ее иноагентом, власти фактически отбирают у нее мандат — иноагентам запрещено избираться. Удобный закон!» — комментируют новость независимые журналистки Соня Гройсман* и Оля Чуракова* в своем телеграм-канале.
Такую позицию разделяют не все. «Гласная» вышла на улицы Москвы, чтобы выяснить, как рядовые избиратели относятся к депутату-иноагенту в Мосгордуме. Люди говорили о политике неохотно. Так, 40-летний бизнесмен Максим говорил полунамеками и в ответ на вопрос об иноагентах во власти вспомнил сказку про лису и зайца: «Заяц пустил лису в дом погреться, а она не только погрелась и поела, но и выгнала его из избушки. Вот так и с иноагентами. Мы им дали теплое место, а они нас предают». Он уверен: если есть иноагент в Мосгордуме, то надо «побыстрее избавиться от врага». С ним согласен москвич Алексей — высокооплачиваемый юрист и «истинный защитник России», как он сам себя охарактеризовал. Собеседник считает, что «просто так» статус не дают, поэтому всех иноагентов надо «гнать поганой метлой не только из депутатов и сенаторов, а вообще из России». Однако непосредственно о Дарье Бесединой Алексей и Максим ничего не знают. Впрочем, как и о депутатах, которые работают в их округах, — они предпочитают совсем не верить политикам.
Другой собеседник «Гласной» — житель столицы Евгений Ступин — о Дарье Бесединой знает и называет ее одним из самых принципиальных депутатов. «По всем важным для власти вопросам — [принятие] бюджета, отчетов Собянина — она три с половиной года голосовала против. А вот депутаты, у которых есть недвижимость в других государствах, иноагентами не признаются», — возмущается он.
Мария Леонидова живет в районе Аэропорт — это избирательный округ № 8. Дарья Беседина — ее депутатка. Новость о признании Дарьи иноагентом застала женщину врасплох. Она не знает, как к ней относиться, но, рассуждая о Бесединой, говорит в первую очередь про ее стиль: «Наличие цветной прически и пестрых маек у Бесединой делает заседания Мосгордумы не такими обыденными. Но от депутата в России ждут не только яркой внешности и громких заявлений в прессе, но и содержательной деятельности».
Сама Дарья в ответ на эти замечания иронизирует: «“Костюм серьезного человека” — одежда, которая мне не близка». Что до волос, то они всегда были рыжими, и только этой весной депутатка решила исполнить давнюю «полузадумку-полумечту» и покрасилась в любимый зеленый.
В социальных сетях мы не нашли комментариев избирателей с оценкой нового статуса Бесединой. Однако произошедшее с Дарьей заставляет по-другому посмотреть на свое будущее ее коллег. «Практика применения закона такова, что в следующую пятницу иноагентом может стать каждый из нас, даже за мыслепреступление», — пишет Максим Круглов. А депутат Михаил Тимонов провел опрос, где выяснял: если его признают иноагентом, избиратели будут доверять ему больше или меньше? Большинство ответили, что будут доверять так же или больше. Лишь 8% респондентов выбрали вариант «Дыма без огня не бывает, а вертикаль власти не может быть не права!» Сколько именно человек приняли участие в голосовании, неизвестно.
«Мы можем многое пережить и выстоять»
Число обращений к Бесединой с момента получения ею статуса не изменилось. Это — по субъективным ощущениям, посчитать точно сложно, обращения поступают по различным каналам: в соцсетях, по электронной почте, обычной почтой, через Мосгордуму. «Жалоба по поводу ремонта объектов исторического наследия, вопросы про сохранение трамваев, благоустройство территорий возле метро, строительство пешеходных и велодорожек, оптимизацию здравоохранения», — перечисляет Дарья только то, что «упало» в день беседы с журналистом «Гласной».
По запросам избирателей она оформляет депутатские обращения и рассылает их в ведомства — от окружной управы до РЖД. Все письма и ответы на них выкладывает на своем сайте в разделе «Депутатская переписка». Страница внешне и содержательно оформлена как общение в мессенджере. Ответы, полученные от ведомств — написанные нередко тяжелым бюрократическим языком, — в ней пересказываются простыми словами, официальные документы при этом прикрепляются к сообщениям.
Дарья говорит, что на странице хорошо видно, как «банальнейшие проблемы, которые проще решить, чем от них отмахнуться, ходят по кругу — от одного ведомства в другое». Некоторые избиратели приходят в раздел «посмеяться», хотя, недоумевает депутатка, «над чем здесь смеяться, проблемы надо решать». Дарья считает, что нет обращений, изначально обреченных на провал. «Да, остановить стройку дороги, если мэрия уже решила эту дорогу строить и выделила деньги, сложно. Но не невозможно!» — убеждена Беседина. В пример она приводит реконструкциюЛенинского проспекта. Оговаривается: это — единичный случай. Подумав, добавляет: «Или первый».
Сейчас она готовится к судебным заседаниям. Пока только изучает законодательство. Намерена требовать от Минюста исключения из списка иноагентов. «Но, боюсь, это бессмысленно, — признается Дарья. — Суд, конечно, может по законодательству снять статус, но по факту он никогда так [еще] не делал. В моем случае обращение в суд не имеет перспектив, но делать его надо, потому что со статусом я не согласна».
Изначально в России действовали четыре иноагентских списка: СМИ-иноагентов, физлиц-иноагентов, НКО-иноагентов и незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Затем их объединили в сводном реестре. На иностранных агентов возлагается обязанность сообщать о наличии статуса своим работникам и органам публичной власти, в которые они обращаются, лоббируя свои интересы. Также они обязаны маркировать производимые ими материалы — все, включая комментарии в соцсетях.
Раз в полгода иностранные агенты обязаны отчитываться о своей деятельности, в том числе финансовой. Отчет необходимо предоставить в Минюст, а также опубликовать в интернете. Физлица, признанные иноагентами, лишены многих прав. Иноагентам запрещено быть чиновниками, членами избиркомов и консультативных органов при органах власти, проводить независимую антикоррупционную экспертизу НПА, организовывать публичные мероприятия, осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних, преподавать в государственных образовательных организациях, принимать участие в закупках, получать государственную финансовую поддержку, применять УСН.
В начале января 2023 года Фонд защиты национального исторического наследия предложил ужесточить законодательство в отношении иноагентов и конфисковать у них имущество в пользу государства. Впрочем, в Госдуме к предложению отнеслись скептически.
Беседина не исключает, что список иноагентов пополнят и другие депутаты, в том числе Госдумы. В документах Роскомнадзора, которые были переданы журналистам хакерской группой «Киберпартизаны», есть список потенциальных иноагентов, всего 804 человека (139 из них иностранными агентами уже признаны). В перечне имеются и фамилии политиков, лояльных к власти. Например, несколько полных тезок действующих депутатов Госдумы от «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР.
Дарья полагает, что новыми иноагентами-депутатами рискуют стать те, кто «осмелился иметь собственную точку зрения». Однако оптимизма она не теряет.
«Россия — страна возможностей, и поэтому здесь возможно все, что угодно. Думаю, мы можем многое пережить, и выстоять, и дождаться окончания темных времен», — уверена она.
Отказываться от статуса депутата и уезжать Беседина не собирается. Говорит, будет работать, пока есть мандат. Он действителен до сентября 2024 года. Однако не факт, что позиция Дарьи и мнение ее избирателей будут решающими в этом вопросе. Ссылаясь на источник в мэрии и Мосгордуме, издание «Верстка» сообщает, что столичный парламент решено «зачистить» от оппозиционных и неудобных депутатов. «Зачистка» может произойти в ближайшие месяцы.
* Внесены в реестр физлиц-иноагентов.
Редактор: Анастасия Сечина
Марина мечтала о сцене и журналистике, но стала женой чеченского силовика. Ее история — о насилии и удачном побеге
Как анонимный чат психологической помощи «1221» помогает подросткам
Российская беженка, которая прошла секты и проституцию, решила стать психологом, чтобы помогать другим
Как побег из семьи становится единственным способом избавиться от постоянного насилия
Как первые женщины-политзаключенные ценой собственной жизни изменили порядки в российских тюрьмах в XIX веке