Альфа-самец, которого не было Как ученые, наблюдавшие за волками через призму гендерных стереотипов, создали мощный женоненавистнический миф

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «ГЛАСНАЯ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «ГЛАСНАЯ». 18+
Исследовательница патриархата и авторка телеграм-канала «Проклятая амбивалентность» Ксения Райф объясняет, почему «альфа-самец» — не закон природы, а выдумка, которая стала основой для мужской тревожности и курсов по доминированию.
Поет — значит, самец
Долгое время орнитологи были убеждены, что у птиц поют исключительно самцы. Подобные суждения существовали и в других областях науки: считалось, что слоновьи стада возглавляют самцы, а у бабуинов доминируют «вожди». Более поздние исследования показали, что у многих приматов и слонов матрилинейная структура сообществ, когда родственные связи и наследование статуса в группе определяются по женской линии.
Когнитивные искажения и имплицитные предубеждения помешали ученым распознать в поющей птице самку и лучше понять роль слоних в стаде.
Исследователи, изучавшие диких животных, воспитывались в обществе, где женщине отводилась второстепенная роль.
Неудивительно, что, глядя на поющую синицу или ласточку, ученые автоматически идентифицировали ее как самца, — ведь в их картине мира такая активность была исключительно «мужским» качеством.
Подобное в истории науки случалось неоднократно. В 1947 году зоопсихолог Рудольф Шенкель наблюдал за волками в зоопарке Базеля. На небольшом участке — всего 10 на 20 метров — содержалось до десяти животных, и теснота была для них крайне стрессовым фактором.
Но этого обстоятельства Шенкель не учел и по итогам наблюдений сделал вывод (который экстраполировал и на поведение собак), что волчьи стаи устроены иерархически: во главе стоит «альфа-самец», которому подчиняются все остальные. Его работа долгое время оставалась основным источником информации о поведении волков, а многие исследователи брали за основу его концепцию «альфа-вожака».

Женщины, у которых чуть не отняли их достижения в искусстве и науке
В 1970 году зоолог Дэвид Мич опубликовал книгу «Волк: экология и поведение исчезающего вида». Он несколько лет изучал волков в Национальном парке Мичигана, опираясь как на идеи Шенкеля, так и на труды Конрада Лоренца, симпатизировавшего, например, нацистам. Книга стала бестселлером и закрепила представление об агрессивном волке-вожаке, подавляющем конкурентов и управляющем стаей через страх.
Концепт «альфы» также использовал в своей работе этолог Франс де Вааль, опубликовавший в 1982 году книгу «Политика у шимпанзе: власть и секс у приматов». Он описывал жизнь группы приматов в зоопарке и интерпретировал поведение животных в терминах, характерных для человеческих обществ: конкуренция, доминирование, стратегия, иерархия. Хоть Де Вааль и подчеркивал, что его аналогии не следует воспринимать буквально, книга про шимпанзе стала популярным пособием для бизнес-элит и политиков, желавших понять «естественные законы» власти.
Так «альфа-самец» стал символом мужественности и культурной метафорой, выходящей далеко за рамки биологии.
Пересмотр теории «альфы»
Через три десятилетия после выхода своей книги Дэвид Мич публично признал ошибочность собственных выводов. Долгие годы наблюдений за волками в природе убедили его: нет никакой иерархии «альф». Волчья стая — это семья, где взрослые особи совместно заботятся о потомстве.
Это редкий случай, когда ученый не просто осознал ошибку, но и открыто о ней заявил. И сегодня Мич выступает с лекциями, в которых опровергает выводы своей первой книги. В 1999 году он написал статью «Альфа-статус, доминантность и разделение труда в волчьей стае», где подчеркивал, что «попытки спроецировать информацию о поведении групп неродственных невольных волков на семейные структуры стай в естественной среде обитания привели к серьезным недоразумениям».
Такой подход «аналогичен попытке сделать выводы о динамике человеческой семьи на основе изучения людей в лагерях для беженцев», — признавался Мич.
Удивительно при этом, что и Мич, и де Вааль наблюдали и даже описывали отношения поддержки и эмоциональные связи между животными. Например, де Вааль указывал на то, как важны для шимпанзе кооперация и сострадание, как они избегают чрезмерной агрессии. Но, делая окончательные выводы, исследователи проигнорировали эти факты, создав картину жесткой иерархической системы с грозным вожаком во главе стаи.
Ученым «помогли» в этом их внутренние убеждения.
Они ожидали увидеть иерархии — и они их увидели. В этих иерархиях самец был властным, а самки — послушными.
Гипотезу об «альфа-самцах» опровергли также труды норвежской исследовательницы Барбары Циммерманн, которая много лет изучала волков, обитающих в Скандинавии, используя методы GPS-мониторинга. Она доказала, что волки живут парами, практикуют моногамию и сотрудничество, а концепция «альфа-вожака» — миф, основанный на устаревших представлениях о власти и природе.
Но теория о существовании «альфа-лидера», который полностью контролирует стаю, оказалась слишком привлекательной, чтобы о ней в одночасье забыли. Она все еще владеет умами, несмотря на то что ее опровергли более 20 лет назад. Особенно этой идеей прониклись мужчины.
Мизогиния в маносфере
Брутальный образ контролирующего жестокого самца захватил воображение мужчин настолько, что в погоне за этим мифом они готовы тратить огромные деньги, обогащая инфлюенсеров маносферы, лишь бы стать «альфой» и не остаться «бетой».
Теоретики маносферы ведут блоги и курсы о том, как правильно доминировать и занять высшее положение в иерархии, хотя и утверждают, что лидерство — это врожденное качество. Слушатели этих курсов вступают в бессмысленные соревнования, пополняя статистику преждевременных смертей, и хватают женщин за ягодицы на улицах — только ради того, чтобы продемонстрировать свою «альфовость».
Маносфера создает иллюзию братства, где «альфы» наживаются на уязвимости и неуверенности других мужчин,
которые наивно полагают, что смогут повысить свой статус, научившись манипулировать окружающими. Последователи этих идей верят, что наши социальные роли жестко обусловлены физиологией, а человеческие отношения строятся на мужском доминировании, женской покорности и борьбе за власть. Представители маносферы убеждены, что женщины должны подчиняться мужчинам; «альфы» и «беты» объясняют собственные неудачи внешними причинами. Всех их объединяет мизогиния.

Почему мужчин так задел тренд Gen Z boss and a mini
По меркам маносферы исследователь волков Дэвид Мич, отказавшийся от своих прежних взглядов и теории «альфа-самцов», демонстрирует низкий статус: настоящий лидер не должен допускать даже мысли о том, что может ошибаться.
Многие научные теории в истории человечества оперируют неполными данными и опираются на идеологические и культурные предубеждения. «Альфа»-идеология и патриархальные научные парадигмы, благодаря которым она появилась, закрепляют гендерные стереотипы, влияют на образовательные практики, здравоохранение и социальные институты, ограничивая возможности женщин и поддерживая системное неравенство.
Человеческие сообщества неизмеримо более сложны, чем стаи животных. Наша биология не определяет наше место в социуме, а насилие не является чем-то неизбежным. И даже если мы слишком к нему привыкли и с трудом можем представить себе мир, который строится на сотрудничестве, а не на конкуренции и женоненавистничестве, стоит присмотреться хотя бы к волкам.

Как девочек приучают к слабости и почему с этим надо покончить


Почему женщины продолжают мыть за всеми посуду, даже когда их об этом не просят


Почему у героинь современной литературы для подростков и молодых взрослых почти не идут месячные

Профеминисты рассказывают, почему они против женоненавистничества