Мария Пономаренко выступила в суде с последним словом, передает корреспондент RusNews из зала суда. Заседание проходит в Шипуновском районном суде Алтайского края. Во время своей речи журналистка не смогла сдержать слез, рассказывая об унижениях и издевательствах, которым подвергалась в колонии и психиатрической больнице. Некоторые из присутствующих в зале также расплакались, сообщает RusNews.
Приводим цитаты из последнего слова политзаключенной журналистки:
- «Патриотизм — это желание изменить лучшее к худшему».
- «Мне за пост вынесли приговор в 6 лет. И где-то в эти же дни осудили главу района в Барнауле за взятку — штраф 400 000».
- «Загнивающая Европа — я это слышу с 90-х, а вижу я как загнивают у нас».
- «Я сидела на корточках и плакала, залетают амбалы здоровые, швыряют меня на стол грудью, я прикусываю себе язык до крови, выворачивают руки и стягивают их так, что у меня остался шрам, я спотыкаюсь, меня бьют в живот, пинают, швыряют о стены. Это — санитары психиатрической скорой. Меня запихивают в скорую, я нечаянно наступаю на носилки и слышу такую отборную грязь, меня швыряют на лавку и садятся сверху. А я клаустрофоб. На какое-то время я просто теряю сознание. Это было в Бийской психиатрической клинике. Там даже бабушек избивают».
- «Насилию я подвергалась неоднократно. Первый раз в психиатричке в Барнауле. Там у меня даже прокладку отобрали — а вдруг вы их съедите. А я говорю, ну если я ем прокладки, что помешает мне съесть простынь. За это мне стали колоть галоперидол».
- «Меня колют, я ничего не понимаю и тут я слышу в окно: «Мария Пономаренко, держись!». Прогулка всего 15 минут, как они успели? Я залезаю через проволоку и кричу: меня здесь колют, срочно адвоката. Я еще сидела потом на ней минут 10 и умилялась, как сотрудники думают, как меня снять».
- «Кстати, никогда не худейте через голодовку, мне не понравилось».
- «Очень важно гуманизировать нашу систему исполнения наказаний. Нельзя позволять обычным людям издеваться над такими же обычными людьми. Я так отбивала свое право не приседать с раздвинутыми ягодицами… Вам никто не дает право так унижать достоинство. Зло будет плодиться, пока мы не перестанем его сеять».
- «Я видела очень много хороших людей, на первый взгляд кажется, что она такая хабалка, а начинаешь общаться, а она добрейший человек. А еще она красивейшие стихи пишет. А еще выиграла чемпионат по шахматам в ИК».
- «Никто так не прививает однополую любовь, как ФСИН. После того, как меня избивали мужчины, я не уверена, что смогу построить нормальные с ними отношения. А я была ярко выраженная гетеросексуалка».
- «Я хочу, чтобы криминализировали избиения женщин и детей. У меня были прецеденты — ровно по одному шлепку, когда мои дети дрались. Я буду вечно перед ними извиняться за это. А меня били скакалкой, но мы должны быть лучше своих предков».
- «У нас не исправительные, у нас концентрационные лагеря. И смертность намного выше, чем по стране».
- «Говорят, рыба гниет с головы — что ж, я голову не видела, но, как и Владимир Владимирович, люблю поговорки».
- «Обращаюсь ко всем — тот факт, что вы аполитичны, вам ничего не гарантирует. Как раз политически активных граждан в тюрьме в разы меньше. Им хотя бы помогают».
За несколько дней до своего последнего слова Мария Пономаренко остановила сухую голодовку в СИЗО. Ранее также сообщалось, что журналистка находится на грани суицида — 17 марта она вскрыла вены в колонии.
Напомним, в апреле 2023 года Ленинский районный суд Барнаула приговорил Марию Пономаренко к шести годам колонии общего режима за распространение фейков о российской армии. Она написала пост в телеграм-канале, посвященный уничтожению драмтеатра в Мариуполе.
Позднее против журналистки возбудили еще одно уголовное дело за нападение на сотрудников ФСИН. По версии следствия, Пономаренко отказалась добровольно идти на дисциплинарную комиссию, а когда сотрудники колонии повели ее туда силой, стала сопротивляться и якобы напала на них. Обвинение запросило для нее 2 года колонии.
Приговор Пономаренко огласят 27 марта в 13:30 в Шипуновском районном суде Алтайского края.