53-летняя ученая-вирусолог из Загребского университета Беата Халасси опубликовала отчет, рассказывающий о том, как она самостоятельно излечила свой рак груди, рецедивирующий в 2020 году на месте проведенной ранее мастэктомии. Об этом сообщает научный журнал Nature. Как говорится в статье, ученой удалось излечить свой рак путем инъекции в опухоль вирусов, которые та самостоятельно вырастила в лабораторных условиях.
Сообщается, что в 2020 году в возрасте 49 лет у Беаты Халасси произошел рецидив рака молочной железы — опухоль образовалась на месте проведенной ранее мастэктомии. Перенести еще один курс химиотерапии женщина была не в состоянии, но взяла ситуацию в свои руки и занялась изучением литературы, посвященной новому методу лечения рака — онколитической виротерапии (OVT).
В отчете, опубликованном в журнале Vaccines, описывается, как Халасси самостоятельно применяла онколитическую виротерапию, чтобы вылечить свой рак груди, который на тот момент достиг 3 стадии. Сообщается, сейчас Халасси находится в ремиссии уже четыре года. Несмотря на это, до сих пор официально метод OVT не одобрен для лечения рака груди ни в одной стране мира.
В своей работе ученая подчеркивает, что не является специалисткой по OVT, однако ее опыт в выращивании и очистке вирусов в лабораторных условиях дал ей уверенность в своих действиях. Во время своего экспериментального самолечения Беата Халасси последовательно воздействовала на опухоль двумя разными вирусами — вирусом кори, а затем вирусом везикулярного стоматита (VSV). Известно, что оба патогена инфицируют тип клеток, из которых возникла ее опухоль, и уже использовались в клинических испытаниях OVT.
Уточняется, что Халасси имела опыт работы с обоими вирусами, и оба имеют хорошие показатели безопасности: штамм кори, который она выбрала, широко используется в детских вакцинах, а штамм VSV вызывает, в худшем случае, легкие симптомы, похожие на грипп. Ученая сама выращивала и подготавливала вирусы, использующиеся во время самолечения, а онкологи Халасси согласились наблюдать за процессом, чтобы в случае неудачи женщина могла перейти на обычную химиотерапию.
Подход оказался эффективным: в ходе лечения опухоль существенно уменьшилась и стала мягче, а серьезных побочных эффектов не наблюдалось. Новообразование также постепенно отделилось от грудной мышцы и кожи, к которым было прикреплено, что позволило легко удалить его хирургическим путем. Анализ опухоли после удаления показал, что она была полностью инфильтрирована иммунными клетками, называемыми лимфоцитами, что говорит о том, что OVT сработал, как и ожидалось, и спровоцировал иммунную систему Халасси атаковать как вирусы, так и опухолевые клетки.
«Безусловно, этот метод вызвал иммунный ответ», — рассказывает Халасси. После операции она также в течение года проходила лечение противораковым препаратом Трастузумаб.
Несмотря на успех лечения, отчет Халасси вызвал оживленные дискуссии внутри научного сообщества, вызванные этической дилеммой экспериментов над собой. Халасси рассказывает, что чувствовала себя обязанной опубликовать свои выводы, однако получила более дюжины отказов от журналов — в основном потому, что статья, написанная в соавторстве с коллегами, включала самоэксперименты.
Исследователь в области права и медицины из Иллинойсского университета Джейкоб Шерков рассказывает, что проблемой являются не эксперименты над собой как таковые, а то, что публикация подобных работ может побудить других отказаться от традиционного лечения и попробовать нечто похожее. «Больные раком могут быть особенно восприимчивы к попыткам непроверенных методов лечения», — цитирует ученого журнал Nature.
Несмотря на критику самолечения, Шерков подчеркивает необходимость сохранения знаний, полученных методом подобных экспериментов. Он также обращает внимание на то, что в статье Халасси говорится о том, что самолечение с помощью вирусов, борющихся с раком, «не должно быть терапией первой линии» в случае обнаружения онкологического заболевания.
«Я думаю, что в конечном итоге это соответствует этическим нормам, хоть это и не безоговорочный случай», — говорит Шерков.