98-летняя ученая-физик Розмари Фаулер, в 1948 году открывшая частицу каон во время своего докторского исследования в Бристольском университете, получила докторскую степень спустя 75 лет. Об этом сообщает британское издание The Guardian. Уточняется, что открытие Фаулер помогло произвести революцию в теории элементарных частиц, в частности оно предсказало существование других частиц, таких как бозон Хиггса.
Помимо прочего, работа Розмари Фаулер помогла ее научному руководителю Сесилу Фрэнку Пауэллу получить Нобелевскую премию по физике в 1950 году. Вскоре после открытия каона, в 1949 году ученая покинула университет, так и не получив докторскую степень, так как вышла замуж за своего коллегу Питера Фаулера. Женщина описывала это решение как прагматичное, поскольку в послевоенное время у нее родилось трое детей.
В 2024 году ректор Бристольского университета Пол Нерс присвоил женщине звание почетного доктора наук, отметив ее «интеллектуальную строгость и любознательность», а также научные достижения, которые «проложили путь к критически важным открытиям, продолжающим определять работу современных физиков и наше понимание Вселенной».
На церемонии присуждения докторской степени Фаулер заявила, что считает это большой честью.
«С тех пор я не сделала ничего, что заслуживало бы особого уважения», — добавила ученая.
Розмари Браун (в замужестве — Фаулер) родилась в 1926 году в Саффолке. В 1947 году девушка окончила Бристольский университет с отличием первого класса и стала аспиранткой Сесила Фрэнка Пауэлла. В 1948 году, изучая треки, оставленные в фотоэмульсии частицами космических лучей, обнаружила так называемый «k-трек», который был ассоциирован с тау-частицей, имевшей те же свойства, но распадавшейся иначе, чем известная на тот момент тета-частица. Результаты открытия были опубликованы в начале 1949 года.
Во время работы Розмари Браун познакомилась с молодым физиком Питером Фаулером. В июле 1949 года они поженились. После этого Браун сменила фамилию и оставила занятия физикой, так и не защитив докторскую диссертацию. Она сконцентрировалась на домашних делах и заботах о детях — трех девочках, которые впоследствии также интересовались наукой. Ее старшая дочь — Мэри Фаулер — стала известным геофизиком.